Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Тим Флэк: «Важно видеть, а не просто смотреть»

Наталья УДАРЦЕВА.

Тим Флэк (Tim Flach) — фотограф и фотохудожник. Он родился, живет и работает в Лондоне, но его, без преувеличения, знают во всем мире. Тим известен как рекламный фотограф, работающий с самыми крупными международными корпорациями, а также как фотограф-новатор, применивший в съемке животных рекламные приемы. В 1983 году он закончил магистратуру в школе искусств Святого Мартина, где изучал фотографию и прикладную живопись. Его богатый опыт создания рекламных образов пришелся кстати при съемке животных. Лишенные контекста среды обитания животные на снимках Тима производят неизгладимое впечатление, поражают своей эмоциональностью и экспрессией. Завороженные зрители невольно наделяют животных, мастерски снятых Тимом, человеческими характерами и ценностями.

Текст: Наталья Ударцева. Фото: Тим Флэк ( Tim Flach - www.timflach.com )
Тим Флэк — дотошный человек. Когда ему предложили сделать книгу о лошадях (она потом вышла под названием Equus), он изучил все, что могло пригодиться в проекте: редкие породы лошадей, среду обитания, повадки, взаимодействие животных с человеком и друг с другом — короче, все, вплоть до лошадиных болезней. Получился объемный материал, который и вошел в книгу. Лошади Исландии, мустанги Америки, дикие лошади Пржевальского, марвари (древняя порода индийских лошадей), арабские скакуны, лошади Камарга словно супермодели предстают во всем многообразии и красоте. Лошадь показалась Тиму интересным объектом еще и потому, что история отношений лошади и человека началась очень давно, еще до того, как люди приручили этих удивительных животных. В своих длительных поездках по странам Тим снимал лошадей разных пород, знакомился с людьми и пришел к выводу, что лошадь — это символ и отражение цивилизации, жизни, культуры того или иного народа. Работа над проектом длилась несколько лет, точнее, два с половиной года. За это время Тим, без преувеличения, объехал весь свет: ОАЭ, Индия, Монголия, Исландия, Норвегия, Северная Америка, Россия (здесь он снимал орловских рысаков).

Тим Флэк — ответственный человек. Возможно, сказываются его немецкие корни. Приезд Тима в Москву был связан с выставкой его работ в рамках «Эквирос 2009». Тим провел два мастер-класса, на которых подробнейшим образом рассказал о том, как делался проект Equus, поделился своим опытом работы и своей философией. Он тщательным образом готовился к своим выступлениям. Когда на втором мастер-классе ему предложили демонстрировать фотографии через плазменный телевизор, а не видеопроектор, он очень обеспокоился и попросил время, чтобы перенастроить свои изображения для более точной цветовой передачи на экране.

Во время прогулки по Москве он задавал нам вопросы, на которые мы не всегда могли ответить, хотя среди нас были и знатоки истории, и архитекторы. Например, когда мы вошли в Успенский собор Московского Кремля, Тим спросил, где икона, которая легла в основу этого собора, и как она называется. Оказалось, что это икона Георгия Победоносца XII века, которая находится тут же, в соборе. Когда мы рассматривали скульптуру Зураба Церетели на Гоголевском бульваре, посвященную Шолохову, Тим отнесся к ней настороженно, сказал, что автор, видимо, плохо, разбирается в породах лошадей, иначе не поместил бы жеребенка арабского скакуна рядом со взрослыми орловскими рысаками. Двадцать «отрубленных» лошадиных голов произвели на зарубежного гостя ужасное впечатление. На нашей прогулке по Кремлю Тим снимал кремлевские соборы на мобильный телефон. Для жены.

Тим Флэк трепетно относится к съемке каждого сюжета:

— Если вы начинаете работать над какой-то темой, надо изучить досконально все ее аспекты, в какой-то степени стать специалистом в данной области. Еще очень важно понимать, что вы хотите снять, какие акценты расставить, и с учетом этого подбирать аппаратуру, которой вы будете снимать. Помнить, что фотоаппарат — лишь инструмент. Гораздо важнее идея, концепция. Детскость восприятия, аутентичность. И всегда важно понимать, зачем вы это делаете, думать о реализации своей работы.

После съемки Тим внимательно просматривает отснятый материал, выбирает два-три варианта, их распечатывает, после этого оставляет одно изображение, самое, на его взгляд, удачное.

По мнению Флэка, надо различать коммерческие и коммерциализированные проекты. В коммерческих проектах фотограф реализуют чужую идею, в проектах, снятых по собственной инициативе, — свою, что не мешает проекту впоследствии продаваться и приносить доход. Работа над любым проектом включает несколько важных этапов: подготовительный этап, сбор необходимого материала, установление контактов, философское осмысление проекта, собственно съемку, отбор, обработку и реализацию. Постпродакшн Тим чаще всего отдает на откуп заказчику, если работает на заказ. В собственных проектах постобработку изображений делает сам, никому не доверяя. Кто, кроме автора, лучше расставит акценты?

Тим считает тему животных неисчерпаемой. В ближайшее время планирует делать проект о редких породах собак, такой же масштабный, как и Equus. Заказ от издателя есть, осталось всего ничего — объехать весь свет, найти и снять необычные породы собак.

Необходимыми качествами характера, которые нужны фотографу, Тим Флэк считает работоспособность, упорство, коммуникабельность, увлеченность и вовлеченность в саму жизнь. Надо быть здесь и сейчас. Уметь наблюдать и плыть по течению. Вообще, очень важно видеть, а не просто смотреть, не дать ответ, а задать вопрос, убежден Флэк.

Тим Флэк — необычный фотограф. Особенность фотографического приема Тима состоит в том, что он при съемке диких животных применяет студийное освещение. Отчасти потому, что изначально Тим Флэк — известный и недешевый рекламный фотограф (его рекламная фотосъемка обходится заказчику в 200 000 евро и более). Отчасти потому, что такой прием съемки позволил ему стать заметным среди фотографов-анималистов. Возможно, еще и потому, что Тим следует традициям известных британских художников-анималистов прошлого, которые стремились не только передать реальный облик животного, но и показать его характер: лишенные контекста среды обитания животные производят на зрителя более сильное впечатление.

Работать с изображением Тим начал очень рано: еще в детстве у него выявился и развился талант рисовальщика. Он рос в сельской местности. Родители держали разных животных, но самыми любимыми были лошади. Тим наблюдал за ними и постигал тонкую связь человека и природы. Фотоаппарат впервые взял в руки на подготовительном отделении института. Так случилось, что первой фотографической темой Флэка стала съемка животных: студентов повели на съемку в Лондонский зоопарк. С тех пор он с неустанным интересом наблюдает и изучает повадки животных. Он снимал обезьян, лягушек, собак, летучих мышей, слонов, но проект о лошадях на сегодняшний день самый масштабный.

В 1983 году Тим закончил магистратуру в Школе Святого Мартина, где учили фотографии и живописи. По воспоминаниям Тима, он больше изучал живопись, чем фотографию. Его любимые художники — Поль Сезанн и Пабло Пикассо. Проводниками в мире фотографии для него стали Ирвин Пенн, Юджин Смит, Билл Брант и Ричард Аведон. Из теоретиков на него наибольшее впечатление произвел Ролан Барт.



Опыт рисования и знание живописи ему пригодились гораздо позже, когда появился Photoshop (кстати, Тим является экспертом Adobe Photoshop, и ему присылают на тестирование все новые версии этой программы).

На вопрос, как Тим шел к успеху, он отвечает:

— Это произошло не за один день. Гораздо медленнее, чем мне бы хотелось. Обычно после окончания института выпускники идут в ассистенты к известным фотографам. Я так не сделал. Три дня в неделю работал барменом в гостинице, чтобы заработать денег и купить необходимое фотооборудование, чтобы работать профессионально и ни от кого не зависеть. У меня не было богатых родителей, я не получил большого наследства, и, чтобы сделать карьеру, мне приходилось рассчитывать только на собственные силы. Я был настойчив, не отказывался от заказов, помогал друзьям и коллегам. И хотя та фотография, которой я занимался вначале, не способствовала моему развитию как художника, она дала мне профессиональные навыки, умение общаться с заказчиком. Первая рекламная работа с животными случилась через десять лет после начала моей фотографической карьеры. С предложением сделать рекламную съемку ко мне обратился заводчик «больших диких кошек» — он предложил снять пантеру. Я согласился и решил привезти животное в студию. Это было очень дорого — доставить в студию пантеру и дрессировщика, но изображение получилось удачным, агентство продало его несколько раз, и все расходы окупились в течение месяца. На самом деле я никогда целенаправленно не работал для агентства и не позиционирую себя как стоковый фотограф. Единственное агентство, с которым я сотрудничаю на протяжении длительного времени, — это Getty Images. Я отдаю туда те работы, которые мне самому нравятся и которые, я считаю, будут продаваться. Работа с агентством для меня — дополнительная статья дохода, когда нет заказов.

Кстати, Тим советует начинающим фотографам прислушиваться к мнению и советам заказчика и своего агента. Первой удачной фотографией Тима стало изображение карты Земли, сделанной из гипса. Случилось это в 90-е годы. Фотография приносила тысячу фунтов ежемесячно на протяжении нескольких лет. Потом было изображение пантеры, которое приносило примерно столько же в течение многих лет.

Тим уже при съемке учитывает восприятие зрителя:

— Для меня важно заложить в изображение некую интригу, провокационный момент, чтобы остановить и удержать внимание зрителя. Но провокационность не является самоцелью. Мне нравится высказывание британского фотожурналиста Билла Бранта: «Отличительная черта фотографа — смотреть более глубоко, чем другие люди. Он должен сохранять в себе чувствительность ребенка, который видит мир в первый раз, или путешественника, въезжающего в незнакомую страну».

Дотошность и тщательность Тима в работе компенсируются его непредсказуемостью в личной жизни: «Я не всегда все расписываю. Когда мне что-то надоедает, стараюсь это изменить».

На вопросы, что кроме фотографии его увлекает и какой стиль жизни — европейский, азиатский или африканский — он предпочитает, Тим говорит неожиданные вещи, абсолютно разрушая уже сложившийся было образ «сухаря»-профессионала.

— Я много лет тренировал бегунов, которые потом выходили на международный уровень. Я — чемпион Англии по рок-н-роллу и джайву. Хорошо играю в пинг-понг. Моему сыну два с половиной года, мне нравится наблюдать за ним, а ему нравятся машинки и девочки. Все стили я предпочитаю смешивать.

Автор благодарит Игоря Бочкарева и Александра Наану за помощь в подготовке материала.







Наталья Ударцева – журналист, куратор, автор многочисленных статей и интервью с лучшими российскими и зарубежными фотографами. На протяжении десятилетия Наталья, в предчувствии перемен, происходящих в фотографии и медиа среде, дотошно расспрашивает репортеров и арт-фотографов, пытаясь понять формулу успеха каждого, «выведать» профессиональные секреты. Все интервью проходят в доверительной атмосфере и сохраняют интонационные особенности интервьюируемых персон. Два года назад Наталья объединила интервью и статьи в сборник и сейчас готовит его к печати. Тираж сборника лимитирован, поэтому публикация его материалов на сайте Союза расширяет целевую аудиторию. Вопросы, которые задает Наталья и ответы, которые дают известные фотографы, по-прежнему актуальны, позволяют соотнести личный опыт с опытом мастеров, найти свой уникальный путь и, возможно, приближают нас к разгадке тайны творчества.

© Tim Flach. Big dog - Little dog


© Tim Flach.


© Tim Flach. Egyptian bats


© Tim Flach. Monkey bat


© Tim Flach.


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info