Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Анастасия Чикановская: «Художник обнажает бессознательное, вызывая тем самым чувство сопереживания у зрителя»

Александра ВЕСНИНА.

«Меня не интересуют физические события, я не рассказываю своей фотографией никаких историй, меня интересует момент моего состояния, выраженного через внешний мир и объекты.

Через фотографию выходит то бессознательное, что не воспринимается напрямую, что не формулируется словами.»
– Анастасия, cкажите, как давно вы определили себя как фотографа, и что для вас значит «самоопределение»?

– С детства я мечтала стать художником. Была и попытка обучения в школе искусств, где 1 сентября один из преподавателей категорично высказал свое мнение о том, что дети способны развивать свои способности только до 13 лет, а затем они только набираются опыта и постепенно «тупеют». Как ни странно, но эти слова остались в памяти на всю жизнь. На тот момент мне было ровно 13 лет. Возможно, всей своей жизнью я пытаюсь доказать себе обратное.

Обучение мое продлилось недолго, в силу стечения обстоятельств мне пришлось его прекратить, а жизнь все равно привела к занятию визуальным искусством.

Последние 8 лет я занимаюсь фотографией. Для меня – это прежде всего способ узнать себя. Через фотографию выходит то бессознательное, что не воспринимается напрямую, что не формулируется словами.

Самоопределение – это ощущение и изучение своей органики, своих особенностей, как психических, так и физических, талантов, предпочтений, ресурсов. Самоопределение предполагает понимание и ощущение своего места в этом мире, своего предназначения. Исходя из сказанного, я еще нахожусь в процессе самоопределения, и фотография – это лишь способ.

– Вы закончили университет по специальности совсем не связанной с творчеством и фотографией. Расскажите, как повлиял на вас этот выбор, и не жалеете ли вы о нем?

– Если речь идет о выборе профессии, а это был менеджмент в сфере управления, то на меня этот выбор никак не повлиял, и я о нем не жалею. Нужно было время, чтобы определить, чего я на самом деле хочу в жизни, куда стремлюсь.

Иногда для верного шага требуется еще несколько шагов в других направлениях. И я их успешно сделала, чтобы с уверенностью говорить о том, что путь, которым я иду сейчас – единственно верный для меня.





© Анастасия Чикановская. Из серии «Нить».


– Даже уверенный в своем пути автор нуждается в единомышленниках, насколько важно для вас находиться в их среде, что это вам дает?

– Наш челябинский клуб «Каменный пояс» – очень демократичная площадка, где собираются профессиональные фотографы, а любой начинающий фотограф может познакомиться не только с творчеством именитых коллег, но и пообщаться с ними лично. На начальных этапах фотографического развития очень важно, чтобы такое место было.

Среди коллег по цеху находиться важно для адекватной оценки себя, для формирования собственных ориентиров и ценностей. Кроме того, это дает альтернативный взгляд на работы. Профессионалы воспринимают работу иначе, чем обычные зрители, тем самым дают «материал» для размышлений.

В моем случае сложность состоит только в том, что единомышленников среди коллег немного. Все мы очень разные, каждый со своим взглядом. Кто-то воспринимает фотографию иначе, поэтому у нас в клубе атмосфера вполне соответствует творческому коллективу с классическим противостоянием мировоззрений, взглядов и мнений.

– Расскажите о вашем проекте сохранения творческого наследия других авторов, в чем его важность для вас?

– Для меня всегда был очень важен вопрос преемственности поколений. Я думаю, что преемственность в фотографии – это та основа, на которой наше поколение может реализовывать самые грандиозные и ультрасовременные замыслы. Очень хотелось бы, чтобы молодые люди, увлекающиеся фотографией, знали, что и в нашем маленьком городе Коркино (откуда я родом) творили авторы, чьи работы выставлялись и побеждали на фотографических салонах Европы в 80-х годах. Мне хотелось показать хорошую, настоящую фотографию. Именно поэтому в 2015 году я начала реализацию выставочного проекта, посвященного моим землякам.

На сегодняшний день удалось сделать две выставки. Для первого проекта было найдено, отобрано, отсканировано, и напечатано в выставочном качестве порядка 50 работ. Это была выставка Олега Максимова – корреспондента городской газеты, долгое время он был самым известным и узнаваемым фотографом. Ежегодно, на протяжении 11 лет в нашем городе проходит конкурс фото-видео искусства его имени.

Спустя два года в мои руки попал архив авторских отпечатков еще одного местного фотохудожника – Сергея Немтинова. По результатам частичной обработки этого архива была сделана экспозиция аналоговых авторских отпечатков, также в планах издание книги его работ.

Помимо общественной значимости это дело имеет для меня и колоcсальное личное значение. Оно позволяет погрузиться в творчество других авторов, и именно в тот поток работ, которые создавались на протяжении всей жизни. Очень интересно наблюдать за этим процессом со стороны, иногда в последовательности кадров одного сюжета можно разглядеть как автор ищет ту единственно верную композицию, свет, или ракурс, как он раз за разом пытается выразить то, что ощущает. Никакое традиционное обучение этого не дает.

– Анастасия, есть ли у вас авторы, у которых вы хотели бы поучиться, и почему?

– Есть множество авторов, чьи работы мне очень нравятся, и я с удовольствием понаблюдала бы за ними, посмотрела бы их за работой. Процесс наблюдения дает мне гораздо больше, чем классическое обучение, в этом процессе я в состоянии «взять» от человека то, что мне необходимо, а не то, что он хочет показать. В творческом процессе очень много нюансов, о которых мало рассказывают, их можно понять только, читая «между строк».

– Вы говорили о наблюдении как о методе обучения, что дает наблюдение в повседневной жизни, приносит ли новые идеи?

– Наблюдение – бесконечный процесс, и натура постоянно дает новые идеи. Форма, материал, свет, тени – это кладезь из которого можно черпать все что угодно.

Только это и дает мне вдохновение и материал для работы. Трудно представить, что мозг мог бы «изобрести» что-то с нуля. Мы всегда берем за основу когда-то увиденное.

Кроме того, наблюдение возвращает к тому состоянию детства, которое позволяет делать из простых вещей значимые. Ведь только в детстве мы воспринимаем все непосредственно и глубоко.

– Детство яркая и насыщенная пора для восприятия, вы не пробовали снимать что-то из детских воспоминаний?

– С воспоминаниями у меня есть сложности потому, что пережитая в подростковом возрасте реанимация стерла из моей памяти практически все детские воспоминания. Я помню только отдельные ощущения, которые из себя периодически вытаскиваю. То есть мне вспоминаются не конкретные моменты, а ощущения от них, например, это может быть восприятие мультфильма.

Не так давно я пыталась выразить состояние человека, у которого за спиной ничего нет. Это ощущение пустоты в прошлом, которое не позволяет сравнивать и анализировать себя прошлого с собой настоящим.

У меня есть полное ощущение того, что моя жизнь началась заново в 13 лет не только потому, что я не помню прошлого, но и потому, что моя личность действительно полностью изменилась.

– Несмотря на такие кардинальные изменения личности, в вашем доме постоянно царила атмосфера музыки, а не хотелось ли вам переложить музыкальные ощущения в визуальный ряд?

– Когда-то давно, я задумывалась об этом, и понимаю, что музыка – такое же состояние, только выраженное в звуках. Перекладывать музыкальные ощущения в визуальный ряд – все равно, что переводить книгу с одного языка на другой.

У меня был удачный опыт участия в проекте «Проявитель», где требовалось снять фотографию на стихотворение. Для этого необходимо было погрузиться в состояние, переданное автором. Тогда родилась фотография «Октябрьское позднее», думаю, мне удалось раскрыть в ней содержание произведения.

Eсли когда-то я встречу музыкальный материал, который захочется выразить визуально, то почему бы и нет! А вот что точно могло бы меня заинтересовать, так это создание обложки для музыкального альбома.

– Анастасия, скажите, что для вас продуктивность, как это понятие применимо к фотографии?

– Продуктивность, на мой взгляд, это умение ставить для себя новые творческие задачи и реализовывать их. Этот процесс подразумевает постоянное развитие, поскольку для различных задач требуются разные технические навыки, теоретические знания, внутренние ресурсы. Фотограф, не снимающий на заказ, должен сам себе ставить эти задачи, их реализация и является шагом на пути к главной цели.
– А в чем для вас заключается главная цель фотографии?

– Самое главное для меня – высказать свои мысли, ощущения, идеи, познать через них себя. Через творчество я в первую очередь смотрю на себя и только затем делаю попытку высказаться. Фотография позволяет мне понять ту часть личности, которая скрыта.

– Клод Моне как-то сказал, что никто не может называться настоящим художником, если он не представляет себе готовой картины, техники ее исполнения, композиции. Согласны ли вы с этим утверждением, и как процесс воплощения проходит у вас?

– Я бы не стала однозначно соглашаться с этим утверждением потому, что у каждого этот процесс проходит по-своему. В своей работе я привыкла доверять ощущениям. Более того, я считаю, что человеческий ум достаточно скуден и не в состоянии многого продумать.

Изначально у меня есть замысел, но если я снимаю постановочное фото (каких не так много), то в процессе всегда возникает необходимость его трансформировать.

Фотограф и отличается от художника тем, что всегда имеет дело с реальностью в чистом виде, а реальность сложно продумывать наперед, есть та ее часть, на которую мы не способны влиять. Здесь фотографу необходимо отсекать все лишнее.

– Скажите, Анастасия, что самое ценное в кадре для вас на сегодняшний день?

– Cамое ценное в кадре – это соответствие ощущения от фотографии тому высказыванию, ощущению, которое я стремилась передать. Иными словами – это единство формы и содержания. Движение, свет, композиция, тональность в кадре – элементы целого, если они не образуют единства, не работают на главную идею, то фотографии нет.

– Ваши работы мне хотелось бы назвать нежными, а в чем на ваш взгляд выражается нежность в фотографии?

– Скажу честно, это неожиданное для меня определение.

Нежность – это ощущение от фотографии, при этом, присущее совершенно конкретному зрителю. Для того чтобы передать нежность необходимо соответствующим образом скомпоновать кадр, сделать соответствующий свет, тональное решение и тому подобное. Один элемент системы не может создавать впечатление, думаю, все элементы в целом работают таким образом.

Я бы могла предположить, что вы имели ввиду не нежность, а атмосферность, с этим я могу согласиться, и этому я действительно стараюсь уделять внимание. Для меня интереснее всего показывать то, чего нет в реальной жизни, то, что мы не можем пощупать, увидеть глазами, то, что возможно увидеть только сердцем.

– А что для вас атмосферность в фотографии?

– Атмосферность – это передача состояния. К ней я стремлюсь в первую очередь. Стараюсь достичь того, чтобы состояние от фотографии возникало каждый раз, когда я на нее смотрю. То есть я выбираю тот кадр, ту визуальную материю, которая приближает меня к этому ощущению.

Меня не интересуют физические события, я не рассказываю своей фотографией никаких историй, меня интересует момент моего состояния, выраженного через внешний мир и объекты.

– Анастасия, скажите, были ли у вас фотографические сожаления?

– Конечно, cожаления были. Но в любом сожалении можно найти положительные моменты, я стараюсь использовать негативный опыт себе на пользу, изменив свое поведение. Подобные опыты позволяют сделать правильный выбор в дальнейшем.

Если говорить о примерах, то я пробовала снимать свадьбы и другие мероприятия, и за один съемочный день могла столкнуться со множеством сожалений (где-то не успел, где-то сделал ошибку). Незначительные сожаления будут всегда, а крупных у меня еще не было.

– Есть мнение, что глубокую фотографию может снять только человек, переживший многое, познавший страдание или болезнь, согласны ли вы с этим мнением?

– Пожалуй, да. Я считаю, что для того, чтобы о чем-то говорить, нужно многое пережить, необходима основа для творчества. Как правило, художниками становятся люди, которые хотят посмотреть на себя сквозь некий предмет. Будь то картина, скульптура или фотография.





© Анастасия Чикановская. Из серии «Нить».



Художник обнажает бессознательное, вызывая тем самым чувство сопереживания у зрителя. Естественно, это не всегда глобальная трагедия, катастрофа... Мы видим, что далеко не все, пережившие войну, например, становятся художниками или поэтами... Но есть жизненные обстоятельства, способные изменять сознание и восприятие.

Любая творческая деятельность – очень тонкое явление, в котором переплетено множество факторов. Очень большую роль здесь играет психика человека, в которой для успешного творчества должна быть потребность «вывернуть себя наизнанку».

– Анастасия, в заключении нашей беседы поделитесь с читателем одним из своих самых важных творческих осознаний.

– Сложно оценивать по степени важности свои осознания. За восемь лет их было немало. Одним из самых важных, пожалуй, было осознание того, что фотография имеет весьма формальное отношение к реальности, а может и не иметь ничего общего с реальностью. Для меня хорошая фотография – это всегда другая реальность, которую создает автор при помощи разных средств выразительности.






Родилась в г. Коркино Челябинской области. 
Окончила Челябинский государственный университет по специальности: менеджер в сфере государственного и муниципального управления. С 2010 года занимаюсь фотографией. 

Награды: 
2012 — золотая медаль  национального Союза Фотохудожников Украины в открытом всеукраинском фотоконкурсе «Одесская котовасия 2012» (фотография «Утренняя». 
2014 — финалист областного конкурса «фотограф года», Челябинск 
2016 — диплом «специальное упоминание жюри» международного фотоконкурса «Надежда-2016», г. Калуга 
2016 — диплом финалиста областного конкурса фотографии «С Днем Рождения, Челябинск!» 
2016 — диплом финалиста Первого областного конкурса свадебной фотографии «Свадьба. История и современность» 

Выставки: 
фотофест-2013 участие в выставке «Природа красоты», Краеведческий музей, Челябинск  2014 год участвовала в выставке финалистов областного конкурса «фотограф года», Краеведческий музей, Челябинск. 
декабрь 2014 участник третьего музейного биеннале фотографии в русском музее, Санкт-Петербург; 
ноябрь 2014 — фотовыставка работ фотоконкурса «Едет поезд по Уралу», вокзал станции «Челябинск — Главный», Челябинск; 
январь 2015 в Киноцентре имени Л.Л.  Оболенского, Челябинск 
февраль 2015 «Вне жанра. Форма ощущений. Ощущение формы»  - совместный проект с Ириной Катаевой, Дом Архитектора, Челябинск; 
апрель 2015 года — участник ежегодной международной фотовыставке «Верую...», г. Зеленодольск; 
2015 год - участник финальной выставки балтийского биеннале фотографии, Калининград;  июль-сентябрь 2015 — участник выставки проекта «Soft Focus», Petit Coin Art Gallery, Лондон.; 
2016 год — участник выставки в рамках проекта «Свадьба. История и современность», Челябинск; 
2016 год — участник итоговой выставки областного конкурса фотографии «С Днем Рождения, Челябинск!» в рамках фотофеста-2016, Челябинск; 
2016 год — участник отчетной выставки творческих фотообъединений Челябинской области; 
2016 год — выставка абстрактной фотографии «Implosion» в рамках фкстиваля современного искусства «Дебаркадер-2016», Челябинск; 
2016 год - участник Четвертого музейного биеннале фотографии в русском музее, Санкт-Петербург; 

Публикации: 
читательский конкурс «Натюрморт»  журнала «Foto&Video» №2 февраль 2014 года; 
фотоальбом «один день из жизни Челябинской области», Челябинск, 2014 год; 
читательский конкурс «Пейзаж»  журнала «Foto&Video» №7/8 июль/август 2015 года. 
3 фотобиеннале современной фотографии/ Альмонах, СПБ, 2014; 
«Фотосоюз 74» №8 ежегодный альманах, 2016; 
4 фотобиеннале современной фотографии/ Альманах, СПБ, 2016. 

© Анастасия Чикановская. Белый - белый день

(из утренних этюдов 2018)

© Анастасия Чикановская.

Из серии Динамические мизансцены. 2017 год.

© Анастасия Чикановская. Иллюзия погружения

Из серии «Субъективное»

© Анастасия Чикановская. Октябрьское позднее


© Анастасия Чикановская. Порыв

Из серии «Субъективное»

© Анастасия Чикановская. Эхо

Из серии «Субъективное»

© Анастасия Чикановская.


© Анастасия Чикановская.



Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!
СОЮЗ НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ
Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2016
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2016
e-mail: design@photounion.ru