Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Николай Муханов: «все, что делается с удовольствием, является искренним и честным»

Александра ВЕСНИНА.

«Каждый из нас хочет быть востребованным и известным. Мне кажется, в творческой среде страсти кипят сильнее, чем в других сферах. Имеет место зависть, склоки. Кроме творческой среды на нас влияет огромное количество других жизненных факторов. Фотограф вынужден зарабатывать на жизнь, но чем больше погружается в коммерцию, тем меньше снимает важного, и так далее. Так что свободным художник, как и любой человек, быть не может. Свобода художника - это миф.»
- Николай, о чем вы мечтали в детстве, и таким ли неожиданным был ваш приход в фотографию?

- Мечты были самыми разными, родители говорят обо мне как об увлеченном ребенке, ведь я посещал огромное количество кружков, начиная с фигурного катания, и заканчивая кружками радиотехники, картинга и секцией дзюдо. Я не был стабилен в своих интересах, меня бросало от одного увлечения к другому. В конце концов я увлекся книгой Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», посвященной жизни Ван Гога. Основной мыслью этой книги для меня стала мысль о том, что человек, не имеющий художественного образования, смог творить. Это чрезвычайно вдохновило, и постепенно я занялся живописью, в чем весьма преуспел.

Поскольку времени становилось все меньше, в какой-то момент мне показалось, что я смогу достичь своих целей с наименьшими затратами труда именно в фотографии, это было большим заблуждением. Несмотря на мысли о фотографии, аппарата у меня не было, но однажды, купив фотоаппарат для коллеги по работе, и выяснив особенности камеры, я решился приобрести фотоаппарат для себя. Так началось мое увлечение фотографией, и тот самый первый и единственный аппарат «Pentax» сопровождает меня по сей день.

- Какое-то время вы обучались в одной из сильнейших фотографических школ России, фотошкола «Самара» стала кузницей победителей для всероссийских и международных конкурсов. Кто и что, на ваш взгляд, обеспечивает такой замечательный результат?

- Несмотря на то, что в городе есть другие фотоклубы, фотошкола «Самара» является для нас основной. Не побоюсь сказать, что стержнем школы, да, и всей фотографической Самары является Михаил Константинович Мусорин. Он обладает огромным багажом знаний и опыта, заслуженно пользуется уважением коллег. Большую роль сыграла совокупность преподавательских качеств: умение видеть, передавать свои знания и опыт. Как говорят, есть преподаватели от бога, их не так много, но у меня есть ощущение, что эти слова касаются и Михаила Константиновича.

Весь преподавательский состав фотошколы «Самара» (а это преподаватели «старой закалки») отличается от других фото-объединений тем, что наряду с технической частью они прививают художественное восприятие. Это место, где не получить знаний за деньги в короткий срок.

- Годы обучения постепенно стираются из памяти, но в остатке часто уносишь несколько важных истин, подарила ли вам такие осознания фотошкола «Самара»?

- Общение со всем коллективом фотошколы оказалось очень ценным, а поворотным моментом в моем творчестве стала поддержка М. К. Мусорина. До его появления в фотообъединении при Союзе журналистов, членом которого я являюсь, худ совет часто рассматривал мои работы как абсурд.

Кроме четкого понимания отличий в ценностях коммерческой и некоммерческой фотографии, осталось понимание важности участия в конкурсах. Такие участия - нечто большее, чем возможность победы, это своего рода развитие потенциала, наращивание творческой мощи, если можно так выразиться.

- Вы уже упоминали, что были очень увлеченным и занятым ребенком. Остается ли этот поиск с вами сегодня, или вы четко определились с интересами?

- Определенный поиск всегда остается со мной. Вспоминаю слова одного хорошего автора концептуальной фотографии, Евгения Рябушко. На мой вопрос о том, почему он не снимает сегодня, и все его работы обрываются в прошлом, он ответил, что cделал все, что хотел сделать, и сказал своими работами все, что хотел сказать. Не исключаю, что подобное может случиться с любым из нас.

- Какие идеи обычно затрагивает ваша фотография?

Идеи - это то, что меня волнует. Это восприятие окружающего мира сквозь призму прочитанных книг, просмотренных фильмов и жизненных ситуаций. Вдохновение всегда подпитывается от совокупности жизненных факторов.







- Мотивируете ли вы себя, почему и каким образом?

- Мотивация - это жизнь. И она сама подталкивает к творчеству. Приведу один небольшой пример. Как-то я был приглашен на православную фотовыставку, которая сопровождалась ярмаркой. За одним из прилавков я увидел бабушку, торгующую вышивкой, то ли старушка была невнимательна, то ли подслеповата, но на одном из примеров готовой работы красовался лик Николая Чудотворца с перекошенным лицом, один глаз находился на уровне рта, это выглядело как поп-арт. Любой из посетителей мог приобрести вышивку, «сделать» икону самостоятельно, и мне подумалось, что фотографическая икона могла бы быть интересна. Это натолкнуло меня на создание серии «Не ересь».

- Николай, о вашей фотографии можно спорить, но несомненно одно - она удивляет зрителя. Расскажите о том, как проходит процесс воплощения, как это «удивительное» реализуется в ваших проектах.

- Прием или правило использования «удивительного» я дать не смогу. Это что-то бессознательное, то, что волнует, то, чем я делюсь со зрителем.

Каждая серия продумывается, есть некий сценарий, это своего рода режиссерская работа, в которой учтена последовательность фотографий.

Другой вариант развития событий, когда cделав одну работу, я обдумываю каким образом воплотить на ее основе серию. А самое удачное стечение обстоятельств, когда задуманное снимается максимально быстро. Обычно я стараюсь снять весь проект в сжатые сроки, чтобы не возвращаться к пройденному.

- Николай, в ваших работах часто затрагивается тема смерти, расскажите о вашем отношении к этой теме, и о серии, героиней которой стала ваша умирающая бабушка.

- К смерти я отношусь как и многие - как к неизбежному. Серия, в которой главная героиня моя бабушка, Таисия Петровна, не одна. Бабушка всегда была моим благодарным зрителем и моделью. И даже это интервью мне хотелось бы посвятить ей, хотя я понимаю, что это достаточно необычно для данного жанра.

Идея проекта была в том, чтобы показать смерть с другого ракурса. Я заметил, что фотографы часто используют образы и намеки, не рассказывая о смерти прямо. Допустим, показывается не сам умирающий человек, а его атрибуты, как, например, одиноко висящее на стене платье.

Мы успели забыть о том, что на похоронах в прошлые времена могли присутствовать фотографы, и их съемка сильно отличалась от сегодняшней. Просмотрев подобные работы, я понял, что хотел бы видеть в своей съемке.

Кто-то может предположить, что серия снята слишком прямолинейно, это не совсем так, в ней используются символические образы разного порядка. Проект действительно вызывает спорные чувства. Но мне важно, чтобы зритель получил впечатление, пусть даже и впечатление со знаком «минус». Думаю, что работы, вызывающие негатив у зрителя нужны, ведь они оставляют какой-то отпечаток, заставляют о чем-то задуматься.

- В рекламном объявлении о вашей творческой встрече ваши фотографии называли скандальными. Что для вас скандальность, и считаете ли вы себя скандальным автором?

- Я не считаю себя скандальным автором. Возможно, серии и проекты мало понятные зрителю называют скандальными. Так было с моей серией «Люди как люди», которую была снята в морге. Меня поразили бирки на руках людей, даты рождения, хотелось показать, небольшой отрывок между тем, что человек был и его вдруг не стало. Тот самый маленький промежуток между тем, что вчера он еще занимался собой, а сегодня его нет.

- Как вы полагаете, есть ли опасность потерять себя, впасть в глупость у автора, сознательно эпатирующего публику?

- Конечно, такая опасность существует. Да, и эпатировать публику сознательно очень сложно. Нужно предугадать ее вкусы. Этим я никогда не занимался. Хотя я чаще пытаюсь находится в диалоге со зрителем, проводя творческие вечера. Формат выставки кажется мне изживающим себя, ведь на открытии всегда присутствует абсолютное большинство фотографов, мнение которых мне очень важно, но я не знаю о тех, кто придет после. А после открытия появится самый честный, не заинтересованный ни в чем зритель. Диалог с ним возможен как раз в формате творческого вечера.





- Что такое эпатаж, на ваш взгляд - это способ высказаться, или сделать свое искусство «цепляющим» зрителя?

Слово «эпатаж» несет для меня оттенок некоторого безумия. Возникают ассоциации с перфомансом, современным искусством, в котором я не разбираюсь. Наверное, в нем эпатаж превалирует. Сложно сказать, что такое эпатаж для других авторов, но таким образом «цеплять» зрителя мне не хотелось бы.

- Есть ли настолько волнующая тема, ситуация, герой, ради которой вы могли бы при удачном стечении обстоятельств покинуть город и семью на срок более года?

- Я очень люблю свое хобби (а фотография является моим хобби), очень люблю свою работу, людей, город, в котором живу. Мне настолько комфортно отдыхать и работать здесь, что за вдохновением ехать нет смысла. Нас всегда могут вдохновить окружающие нас люди, обстановка, а спектр получаемой информации ничем не ограничен.

- Как вы воспринимаете критику в свой адрес, и был ли у вас болезненный опыт критики, обернувшийся на пользу?

- Без критики не может быть роста, она всегда была и будет некоторым его источником. Похвала часто расслабляет, приводит к лени. Здесь может возникнуть вопрос объективности критики, ведь критика может исходить от образованного и сведущего человека, а также от того, кто ничего не смыслит в предмете. Для меня важна любая критика.






Один из самых приятных моментов критики случился на одной из выставок, где посетитель, раздосадованный моими работами, был так разгневан по поводу увиденного, что готов был фотографии порвать. Сдержало только наличие рамок в оформлении работ. В какой-то момент я подумал, что, если такой посетитель все же смог бы порвать работы, это стало бы наивысшей оценкой того, как автор смог донести эмоцию до зрителя.

- Художник, фотограф часто воспринимаются как исключительно свободный человек, тот, кто делает только то, что хочет, вне офисов, рамок, отчетов. Но каждый из нас является заложником своего времени, желает иметь поддержку зрителя. Насколько по-вашему художник действительно свободен?

- Каждый из нас хочет быть востребованным и известным. Мне кажется, в творческой среде страсти кипят сильнее, чем в других сферах. Имеет место зависть, склоки. Кроме творческой среды на нас влияет огромное количество других жизненных факторов. Фотограф вынужден зарабатывать на жизнь, но чем больше погружается в коммерцию, тем меньше снимает важного, и так далее. Так что свободным художник, как и любой человек, быть не может. Свобода художника - это миф.

- До фотографии вы достаточно серьезно занимались живописью, и наверняка знаете, что многие открытия совершались на стыке наук, искусств, как вы полагаете, нуждается ли современная фотография во вливаниях со стороны других видов искусства, и почему?

- Фотография постоянно видоизменяется, нет смысла судить хорошо это или плохо, мы не можем повлиять на этот процесс. Все влияния будут оказаны вне зависимости от наших предпочтений по поводу искусства или других сфер.

Если раньше основой всего был фотоаппарат, то сейчас у каждого есть мобильный телефон, так или иначе, выполняющий функции фотоаппарата. Фотограф уже не нуждается в ретушерах, обработка занимает несколько нажатий на кнопку. C одной стороны прогресс привнес новые возможности в фотографию, с другой - поспособствовал ее обесцениванию с точки зрения профессионализма. Еще вчера фотография была неотъемлемой частью заметки, очерка, репортажа, имела определенный стандарт качества, а сегодня она уже становится более массовым продуктом.

Думаю, методы не имеют большого значения, главное, чтобы результат радовал, впечатлял, заставлял задуматься.

- Психологи говорят, что харизма есть в каждом человеке, и на деле это лишь умелое подчеркивание своих собственных манер, насколько важна харизма для фотографа, и стоит ли ее развивать?

- Полагаю, что харизму развивать (если это возможно) стоит каждому человеку независимо от професcии. Для меня харизма - это совокупность положительных качеств, благотворно влияющих на собеседника.

- Не секрет, что многие фотографы, и творческие люди в целом, очень ранимы. Считаете ли вы себя ранимым человеком, как переживаете неудачи?

- Мне кажется, что я «кремень». Ранимость, на мой взгляд, связана с определенным переосмыслением. Ранить может мнение близкого человека, или того, кто является для тебя авторитетом, тогда, задумавшись, ты меняешь свой путь.

В моей жизни были моменты, когда я принимал что-то близко к сердцу. Но если бы я был слишком ранимым человеком, то давно изменил бы формат своего творчества. В начале своего пути я показывал примерно то, что делаю и сегодня. Мое творческое направление не изменилось. Исходя из этого я делаю вывод, что излишняя ранимость мне несвойственна.

- Проживая в городе милионнике, вы условно относите себя к горожанам (тем, кто любит городскую атмосферу), или к провинциалам (тем, кто предпочитает более уединенные места обитания)?

- Я отношу себя к горожанам. Город близок мне тем, что в нем находятся все мои друзья и знакомые. С друзьями мы традиционно встречаемся раз в неделю, чтобы обсудить насущные проблемы, поделиться радостями, обсудить все, что нас волнует. Здесь находится фотоклуб «Самара», есть и другие юношеские фотоклубы, такие как «Иллюминатор» и «Контраст», где молодежь собирается по интересам. Город дает нам всем очень ценную возможность общения.

- Cкажите, каким фотографом считает себя Николай Муханов?

- Скорее всего Николай Муханов - свободный фотограф. Хотя мы говорили о невозможности полной свободы, я рискну назвать себя таковым.

Фотография - мое хобби, хоть и горячо любимое. Я занимаюсь ей в удовольствие, в этом моя свобода и мой драйв. Все, что делается с удовольствием, является честным и искренним. На меня не оказывают влияния внешние факторы, кроме согласия/несогласия с оценкой окружающих и моих внутренних состояний. Cвобода заключается и в том, что я стараюсь доносить до зрителя именно то, что хочу, не меняя концепцию фотографий, не заменяя работы более «приличными».

Обычно мнения по поводу моих проектов разделяются строго на два лагеря. Одни говорят, что это прекрасно, вторые отворачиваются с гримасой ужаса. И тем, и другим я благодарен. И те, и другие отзывы меня радуют.




«Откровенный разговор» – уникальная рубрика нашего сайта, беседы с молодыми и маститыми авторами, честные ответы на самые волнующие, сложные и неожиданные вопросы. «Откровенный разговор» – это возможность прикоснуться к сути фотоискусства не только с технической стороны.



Муханов Николай Николаевич, родился в городе Куйбышев в 1979 году.

Член Фотообъединения при Союзе Журналистов России.

- Участие в итоговой выставке «Обнимая небо», проводимой НПО «Аэроволга» в честь празднования Дня Победы 9 мая. (Самара) 2011г.

- Победа в номинации «Космический разум» в честь 50-летия полета первого человека в космос. (Самара) 2011г.

- Экспозиция художественных работ в Чехии (Прага) 2011г. 

- Экспозиция художественных работ в Англии (Лондон) 2012г. 

- Творческая встреча, экспозиция художественных работ в Уфимской Академии Фотомастерства. (Уфа) 2012г.

- Участие в выставке «Тайны психики», проводимой Социально-Психологическим Центром «Инсайт». (Cамара) 2012г.

- Победитель Международного конкурса «TERMIN». Итоговая экспозиция в Центральном Доме Художника на Крымском Валу. 2012г. (Москва)

- Участие в итоговой выставки -конкурса «Молодые фотографы России - 2012». (Чебоксары) 

- Дипломант второго международного фестиваля фотографии-конкурса «75x75» (Тольятти) 2012г. 

- Победитель четвертого городского открытого конкурса фотографии «Самарский взгляд-2012». Номинация: «Другая реальность». Председатель жюри: Андрей Баскаков (Самара) 

- Победитель конкурса «Молодые фотографы России-2014». Специальный диплом. 

- Участник и победитель: Третья Музейная фотобиеннале современной фотографии. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 2014г. 

- Победитель шестого городского открытого конкурса фотографии «Самарский взгляд-2014». Номинация: «Люди и повседневная жизнь». Председатель жюри: Владимир Вяткин (Самара) 

- Победитель конкурсной выставки «Фотомания 2015», обладатель Гран-при. Балтийская биеннале фотографии. Номинация Арт-фотография.

© Николай Муханов. Из серии. «Книга Таисии Последняя глава» (1)

Здравствуйте! Меня зовут Таисия Петровна. Я хочу показать вам, дорогие зрители, последнюю главу моей жизни, длиною в 88 лет. 

© Николай Муханов. Из серии. «Книга Таисии Последняя глава» (2)


© Николай Муханов. Из серии. «Книга Таисии Последняя глава» (3)


© Николай Муханов. Из серии. «Книга Таисии Последняя глава» (4)


© Николай Муханов. Из серии. «Книга Таисии Последняя глава» (5)


© Николай Муханов. Из серии «Люди как люди»


© Николай Муханов. Из серии «Не ересь»


© Николай Муханов. Из серии «Не ересь»


© Николай Муханов. Из серии «Нести свое Я»


© Николай Муханов. Отсечение


© Николай Муханов. Мишка



Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!
СОЮЗ НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ
Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2016
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2016
e-mail: design@photounion.ru