Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР 2019 ФОТОСОЮЗ 2019 ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Сергей Скуратов: «Кураж сокращает расстояние между человеком и фотоаппаратом»

Александра ВЕСНИНА.

Понять, что такое «безопасное самоопределение» можно только на собственном опыте. В любом случае кичиться опасно. Я не знаю ни одного Мастера, который, занимаясь любимым делом в любой из сфер, будь то художник, ювелир или резчик по дереву, как-то определял бы себя. Как правило, это очень работоспособные и скромные люди. Главное - жить по совести, тогда определения не будут нужны. Если просыпаешься и ложишься в постель с улыбкой, понимая, что никому за день не навредил, не сделал гадости, это и будет самым важным достижением за день. Повторюсь, что живущему по совести, получающему удовольствие от работы в определениях нет нужды.
- Cергей Юрьевич, в вашем послужном списке множество побед и регалий, какое достижение наиболее ценно для вас, и почему?

- Самым запоминающимся достижением стало одно из первых - победа в конкурсе «За социалистическое фотоискусство» в 1983 году, на который было прислано порядка 20000 работ. Конкурс проходил в ГДР, в жюри были редакторы фото-журналов социалистических стран. Первое место в номинации «Свободная тема» заняла моя работа «Вдохновение». Снята она была на уроке пения, где дети раскрепощены и могут проявлять себя более открыто, чем на других занятиях. С выбором я не прогадал, это был просто шквал эмоций.






© Сергей Скуратов. «Вдохновение».



Призом стал фотоаппарат «Praktika L» и большой набор пленки. Представители Министерства Иностранных дел ГДР вручали призы в редакции журнала «Советское фото». Это был волнительный, удивительный момент. Тогда я бросил себе вызов, сказав: «Ну, что ж, сегодня тебе повезло, а как насчет того, чтобы подтверждать успех?!». На следующем конкурсе я занял 5 место.

- Сергей Юрьевич, у вас множество интересных работ в жанре портрета, расскажите о сложностях съемки, и о том каким образом научиться снимать портрет глубоко.

- Чтобы снять портрет, необходимо в первую очередь уметь наблюдать и чувствовать эмоции человека. Человек часто носит на лице привычное выражение, и в момент съемки важно снять маску, преодолеть привычность. Расслабить человека, чтобы поймать нужное состояние. Здесь может помочь разговор, или неожиданное действие фотографа, или третий участник, отвлекающий внимание, например, журналист, если он работает в паре с вами. Очень точно это состояние описал в одном из своих рассказов писатель Погодин: «Человек красив, когда он думает, смеется, плачет».

- Вашим героем часто становится простой человек, сельский житель, в чем прелесть этого образа, что особенного такой человек может дать фотографу?

- Есть такие понятия, как искусственная и естественная среда. Деревня, природа - это естественная среда. Если повстречается открытый человек, готовый приютить, поделиться чем-то, поговорить по душам, то он и становится героем фотоснимков. Как правило, такие люди более наблюдательны, в них сочетается юмор, жизненный опыт, мудрость и душевное тепло, то есть все привлекательные качества человека. В городе подобные люди незаметны. В деревнях до сих пор встречаются бабушки, с которыми можно вести беседы часами. Поговорить с такой старушкой - словно напиться родниковой воды. Это ощущение остается в работах.

- Есть ли у вас излюбленный объект для съемки, работая с которым вы не боитесь повторяться?

- Излюбленного объекта, как такового, нет. Но есть близость к природе, и возможность замечать малейшие ее изменения, делать кадры, основанные на различных ее состояниях. Какое-то время я жил в одном из окраинных районов города Владимира, неподалеку от храма Покрова на Нерли. В самую разную погоду, взяв аппарат в руки, я проходил по одному маршруту в радиусе нескольких километров от поселка, и каждый раз природа открывалась совершенно по-новому. Пейзаж прекрасен в любую погоду, и иногда чем неприятнее погода, тем интереснее выходит снимок. Верно подмечено, что у природы нет плохой погоды.

- Как вы относитесь к такому достаточно новому явлению в фотографии как «проект», каковы его особенности, и возможности для самовыражения?

- С моей точки зрения, определение «проект» подменяет собой понятия «серия» или «цикл» фотографий, и оно появилось сравнительно недавно. Я наблюдаю две тенденции в развитии проектов. Первая - это когда фотограф снимает материал на основе реальности. Допустим, выезжает для съемки определенного сообщества, фиксируя и сохраняя, таким образом, его традиции и обычаи. И второй путь, когда идея главенствует и не требует поддержки в реальной жизни.

Любой из подходов может быть интересен, при грамотном исполнении он расскажет некую историю ярким, визуальным языком. Проектов, основанных на наблюдении реальных событий, на мой взгляд, становится все меньше. Но в любом случае, если работать над проектом (или темой, серией – неважно, как это называется) долго и вдумчиво, результат будет, он будет интересен и зависит от мастерства, опыта и осознания автором материала, над которым он работает.

- Cергей Юрьевич, вы часто используете диптих в фотографии. Расскажите читателю о самом важном - о принципах, на которых строится диптих, триптих.

- В советское время многие фотографы работали одним кадром, стараясь рассказать об объекте, явлении одной фотокарточкой. Если две или три фотографии, объединенные общей идеей или сюжетом, помогают автору более глубоко раскрыть тему, то и используется две или три работы.

Иногда, снимая одиночные кадры, начинаешь замечать, как некоторые работы взаимодействуют друг с другом. Например, у меня найдется много работ, которые условно можно отнести к теме «Двое». Это может быть муж и жена, человек с собакой, бабушка с внучкой, и так далее. Человеку может быть созвучно состояние природы. Такой же принцип работает и в отношении триптиха.

- Если говорить о жанровой фотографии, есть ли такая изюминка, которая помимо основных важных характеристик, таких как свет, ракурс и др. обязательно стоит добавить в кадр?

- Такой изюминкой в жанровой фотографии будет неожиданный момент. Как правило, в таком моменте есть движение или состояние. Например, если в кадре большая группа людей, то в нем обязательно отразятся их отношения.

- Возвращаясь к жанру портрета, cкажите, можете ли вы представить выставочный проект, посвященный исключительно портрету?

- Портрет сам по себе может быть очень разноплановым. Крупный, средний план, ростовой, групповой портреты. Люди очень привлекательны и разнообразны в своих эмоциях. Кроме того, эмоциональное разнообразие человека подчеркивается и дополняется средой обитания, интерьером. Понимая это, я вполне представляю свой выставочный проект, посвященный портрету.

Вспоминаю одного американского автора, находившего чудаков, и снимавшего их интерьеры, дворы, дорогие для них места в отсутствии владельца. Это тоже был своего рода портрет, портрет внутреннего состояния человека в среде его обитания. Но мне ближе необесчеловеченная фотография.
- Вы занимаетесь организацией фото-конкурсов и фестивалей разного масштаба, скажите, какие человеческие качества наиболее важны в этой работе?

- За 25 лет организации всероссийских детско-юношеских фестивалей во Владимире понимаешь, как важно уметь создать профессиональную команду - жюри, в которой каждый имеет свое собственное мнение, и в то же время умеет непредвзято обсудить достоинства той или иной работы, представленной на конкурс.

Мой опыт был очень разным, в одном из конкурсов организатор был слишком эмоционален, результатом этого стало то, что работа, требующая 3 часов времени, выполнялась 2 недели. Это говорит только о том, как важен подбор команды, не впадающей в подобные состояния.

- Еще одной скрытой проблемой конкурсов является субъективизм оценки, ведь не всегда мы осознаем, как именно это происходит, оценка дана достойной работе или хорошему человеку. Скажите, какие критерии важно задать своему внутреннему цензору, чтобы избежать предвзятости суждения?

- Сложно сказать о критериях, субъективизм присутствует всегда. Избежать грубой ошибки помогают другие члены жюри, страхующие от перегибов, у них свое мнение, и оно не всегда совпадает с твоим. Первый критерий оценки фотографии - волнует, трогает ли фото зрителя. И только затем рассматривается то, насколько грамотно сделана работа (композиция, точка съемки и прочее).

- Давайте затронем тему самоопределения, ведь от того, кем считает себя автор, зависит его поведение и результат работы. Предполагается, что осознавая себя творцом, художником, автор выполняет высшее предназначение, но это же понимание при определенных обстоятельствах может стать причиной потакания всем своим капризам. Так какое самоопределение наиболее безопасно для души и полезно для профессии?

- Понять, что такое «безопасное самоопределение» можно только на собственном опыте. В любом случае кичиться опасно. Я не знаю ни одного Мастера, который, занимаясь любимым делом в любой из сфер, будь то художник, ювелир или резчик по дереву, как-то определял бы себя. Как правило, это очень работоспособные и скромные люди. Главное - жить по совести, тогда определения не будут нужны. Если просыпаешься и ложишься в постель с улыбкой, понимая, что никому за день не навредил, не сделал гадости, это и будет самым важным достижением за день. Повторюсь, что живущему по совести, получающему удовольствие от работы в определениях нет нужды.

- Тема детства одна из сквозных в вашем творчестве, какой важный урок или понимание преподнесли вам дети?

- Дети непосредственны и радуются каждому дню - это самый важный урок. Пока их не испортили детские сады, школы и университеты, они способны радоваться всем своим существом, обижаться всем своим существом, проживать каждый момент тотально. Не носить масок. Думаю, Мудрец - это ребенок c жизненным опытом.

- Предположим, что к вам за советом обратился родитель, желающий приобщить ребенка к фотоискусству, каким образом легко и эффективно увлечь ребенка фотографией, и стоит ли это делать?

- В первую очередь стоит выяснить, кто на самом деле хочет заниматься фотографией, и не осуществляет ли родитель таким образом свои собственные мечты, затем, если желание все же исходит от ребенка, приобщить его легче и интереснее всего через игру.

- Как вы полагаете, важно ли воспитывать молодых авторов в духе победителей, как это может отразиться на их фотографическом будущем?

- Получать призы и дипломы очень приятно, но в воспитании победителей кроется опасность. У меня был опыт наблюдения таких слишком привязанных к результату авторов. Не получая награды один из них был раздосадован настолько, что приготовился снять фотографии с выставки. Тот автор пропал, его следы затерялись. Главное не в победах, а в том, чтобы получать удовольствие от того, чем занимаешься.

- Cкажите, Сергей Юрьевич, вы наверняка знаете о теории существования внутреннего ребенка, а так ли важно фотографу быть на связи с этой частью своего «я», важно ли поддерживать в себе детские качества: спонтанность, дурашливость, игру?

- Оставаться на связи с внутренним ребенком важно не только фотографу, но и каждому человеку в отдельности. Находясь на связи с этим ребенком, легче взаимодействуешь с любой средой. Обычно мы допускам ближе к себе тех, кто более открыт, искренен, тех, кто этого «ребенка» держит за руку. Подобное состояние игры, открытости часто возникает на празднике. Кураж сокращает расстояние между человеком и фотоаппаратом.

В начале девяностых я принимал у себя двух иностранных фотографов, приехавших на фотографическое мероприятие во Владимир. Одним из них был Ларри Тауэлл, член агенства «Magnum». В первый же день мы отправились к храму Покрова на Нерли и возвращались обратно в электричке, полной дачников, уставших после рабочего дня. Ларри, не зная ни одного слова по-русски, продвигался по вагону, снимая людей широкоугольником почти в упор. Я шел сзади на случай возможного конфликта, но, к моему удивлению, никаких недовольств не возникло! Его уверенность в себе, интерес, основанный на любви к людям, задор и харизма позволяли снимать то, что обычно плохо удается другим.

- Расскажите об одном из самых сильных эстетических переживаний вашего детства.

- Однажды я увидел у соседского мальчика черно-белую фотографию лягушки, сидящей на камне в брызгах воды, это поразило меня, я вдруг понял, что мгновение можно остановить. Это переживание спустя время привело меня к фотографии.

- Вы как обладатель жизнерадостного и оптимистического нрава, появляясь на конкурсах, и других фотографических мероприятиях, незаметно разряжаете обстановку, одариваете хорошим настроением. Как оптимизм влияет на вашу собственную деятельность?

- Жизнь сама по себе - прекрасная штука. Все зависит от того, как мы к ней относимся. Оптимизм помогает в работе и в других сферах жизни. Находясь рядом с легким и жизнерадостным человеком, чувствуешь себя легко и спокойно, и просто получаешь удовольствие от общения.

- Cергей Юрьевич, если бы у Вас была возможность обратиться к фотографу, нашедшему Ваши карточки спустя несколько поколений, чтобы вы ему сказали?

- Пусть мои фотографии сами за себя говорят.







«Откровенный разговор» – уникальная рубрика нашего сайта, беседы с молодыми и маститыми авторами, честные ответы на самые волнующие, сложные и неожиданные вопросы. «Откровенный разговор» – это возможность прикоснуться к сути фотоискусства не только с технической стороны.

© Сергей Скуратов.


© Сергей Скуратов.


© Сергей Скуратов.


© Сергей Скуратов.


© Сергей Скуратов.


© Сергей Скуратов.



Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!
СОЮЗ НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ
Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2016
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2016
e-mail: design@photounion.ru