Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Мария Сахно: «Я снимаю жизнь на расстоянии вытянутой руки»

Александра ВЕСНИНА.

Cовременная фотография повсюду, если классическая фотография в альбоме была не только предметом информации, но и предметом культуры, то цифровая появляется чаще всего на мониторе компьютера, на экране телефона, она как бы утрачивает свою материальность, становится чистым объектом визуальной информации. При этом она остается «консервом времени», как говорил А. Тарковский, и, хотя он употреблял это выражение по отношению к киноискусству, я уверена, что это в полной мере относится и к фотографии. Вся современная фотография спустя 20, 30 лет станет отпечатком времени, от этого никуда не уйти.

— Мария, я обнаружила вас почти случайно, заинтересовавшись работами на сайте Союза, а колебались ли Вы, узнав о моем предложении?

— Не колебалась потому, что имела подобный опыт, интервью брали у меня, в роли интервьюера выступала и я сама, когда студенткой подрабатывала в городской газете. Думаю, что разговор о фотографии полезен обеим сторонам, отказываться от него не стоит.

— Скажите, какие ассоциации возникают у вас к слову «фотография»?

— Фотография… жизнь, страсть, болезнь, любовь.

— Насколько я знаю, вы родились в деревне, возможно, жили какое-то время, проводили каникулы там. Сказалось ли это на вашем восприятии фотографии, повлияло ли на появление проекта «Тихая жизнь»?

— Уверена, что повлияло. Я родилась и закончила начальную школу в деревне. Все основные детские опыты были пройдены там. Общение с природой оказывает большое влияние, когда ты выходишь утром в школу, еще светает, постепенно солнце встает, и ты наблюдаешь природу, наполняешься ей. Осенние туманы, иней, первый снег, весна, капель. Затем общение с бабушкой, ее подругами и немногочисленными деревенскими детьми, было время, когда зимой оставались в деревне только две девочки - я и моя подруга. Ссорились, мирились, ждали лета. Такая вот тихая жизнь.

— Расскажите о том, как зародился ваш проект «Тихая жизнь»?

— В 2001 году умерла моя бабушка, и постепенно я начала снимать этот цикл, в серьезную серию он вылился в 2008 году. Первоначально цикл назывался «Сны в бабушкином доме». Это воспоминания о детстве, проявленные через мою дочь. Этот прием использовали и другие авторы, так что я не стала новатором, но попыталась проследить всю жизнь дома по женской линии. В начале истории бабушка, затем моя мать, я, и, наконец, моя дочь.





© Мария Сахно. Из проекта «Лето».



— Сейчас по прошествии некоторого времени Вы можете оценить свой проект немного по-другому. Как вы полагаете, что самое важное из того, что вам удалось донести до зрителя этой историей?

— Самое важное то, что мы все родом из детства. То, что закладывается в этот период становится путеводной нитью в жизни. В этом цикле есть теплота бабушкиного дома, тишина и одиночество, которые помогают созерцать. Именно созерцание помогает жить и познавать мир. Детское созерцание в какой-то мере сформировало и меня.

— Мария, Вы окончили факультет Истории и теории Искусств, такое основательное образование не могло не повлиять на ваш собственный взгляд в фотографии. Есть ли то необходимое для развития фотографа, что вы могли бы посоветовать нам, учитывая свой опыт?

— Академия художеств научила думать и анализировать произведение, а моя работа художника-реставратора помогла научиться раскрывать работы мастеров. Когда долгое время непосредственно работаешь с живописью, начинаешь воспринимать ее иначе, нежели пробегая по музейному залу, где на каждое произведение отведено несколько минут. Я бы советовала современным авторам посещать музеи, внимательно изучать работы старых мастеров. Всматриваться, и делать это внимательно и с любовью. Ведь одна из проблем современного общества - невозможность сосредоточиться на одном предмете более 30 секунд. Об этой проблеме упоминает Джон Жарковский в своей книге «Всматриваясь в фотографию». В книге подробно рассматриваются и комментируются 100 снимков из коллекции Современного Музея в Нью-Йорке, и ее я также рекомендовала бы к прочтению.

— Закончив искусствоведческую специальность возможно ли не сравнивать свои фотографии с работами художников, делали ли вы это?

— Сравнивать себя с мастерами было бы нахально, но временами приходят какие-то ассоциации. Образование и насмотренность влияют на то, что невольно ты пользуешься чьей-то стилистикой.

— Скажите, Вы являетесь сторонником «чистого искусства» или позволяете себе вносить социальную тематику, более острые темы в творчество?

— У меня есть чисто созерцательные проекты, такие как «Тихая жизнь», или цикл о городе, который я снимаю в Твери много лет. Можно сказать, что я снимаю жизнь на расстоянии вытянутой руки, в ней присутствует мечтательность, а люди не играют в этой фотографии настоящей роли. Это личное отношение к моменту, к жизни в целом, и с этой точки зрения моя фотография ближе к понятию «чистого искусства».

— Мария, Вы являетесь Председателем Тверского отделения Союза фотохудожников, эта роль требует большой ответственности, отдачи и организаторских способностей. Скажите, как повлияла эта роль на ваше сегодняшнее понимание фотографии?

— Председательство достаточно сложная работа, в которой организационные и юридические моменты отнимают много времени. Кроме того, собственное эго в этой роли должно отступить на второй план. В связи с этим и открывается несколько другое понимание. Для меня нечто новое в фотографии открыли 2 проекта Тверского отделения Союза. Один из них - «Активное поколение». Этот проект был нацелен на улучшение качества жизни людей пожилого возраста, а фотография послужила средством коммуникации. Обучение основам цифровой фотографии привело к образованию фото-клуба, существующего до сих пор, некоторые авторы успели по-настоящему заболеть фотографией. Оказалось, что фотография может развивать не только личное, она также прекрасно объединяет и помогает жить.

Второй проект - «Волга. Годы и люди». Впоследствии вылился в народный конкурс, в котором удалось показать Волгу от ее истока до города Калязина. И фотография здесь стала хоть и субъективным, но документом, вызывающим не меньшее уважение, чем фотография художественная.

— Вы также являетесь преподавателем курса Современная фотография. Дайте характеристику современному фотографическому процессу, каковы его отличительные черты, неожиданные повороты?

— Cовременная фотография повсюду, если классическая фотография в альбоме была не только предметом информации, но и предметом культуры, то цифровая появляется чаще всего на мониторе компьютера, на экране телефона, она как бы утрачивает свою материальность, становится чистым объектом визуальной информации. При этом она остается «консервом времени», как говорил А. Тарковский, и, хотя он употреблял это выражение по отношению к киноискусству, я уверена, что это в полной мере относится и к фотографии. Вся современная фотография спустя 20, 30 лет станет отпечатком времени, от этого никуда не уйти.

— Есть ли что-то, что удивляет или раздражает Вас в современном фотографическом процессе, и почему?

— Хорошо, что фотография стала доступна каждому, но с другой стороны эта же доступность раздражает. Она компрометирует и девальвирует фотографию. Сегодня каждый, кто физически может сделать снимок, становится ценителем фотографии. Очень часто люди считают себя знатоками в области воспитания детей, искусстве в целом, и фотографии в частности.

— Мы уже упоминали о том, что вы являетесь преподавателем фотографии, скажите, в чем заключается основная проблема наставничества?

— Проблема заключается в том, чтобы помочь и не передержать возле себя, вовремя отпустить, не навязывая свою стилистику, научить самостоятельности, сохранив индивидуальность каждого.

— Мы знаем, что наполненность фотографии зависит от самой личности, а может ли фотография влиять на личность, изменять ее?

— Профессиональные деформации присутствуют в любой профессии, в любом увлечении. Фотография обязательно влияет на личность, фотограф, даже не снимая, смотрит на мир сквозь видоискатель фотоаппарата. Я не могу сказать о других влияниях, никогда не задумывалась об этом, но предполагаю, что они есть.

— Фотография тесно переплетается с жизнью, с ней часто связаны необычные, странные, даже мистические истории. Есть ли такая (пусть и небольшая) история у вас?

— У меня была знаковая ситуация, связанная с фотографией, в которой я поступила вопреки своему обычному поведению. Однажды я готовилась к выставке “Знамя Отчизны”, проходившей в Твери, отобранная, и никогда не печатавшаяся «Тихая жизнь» должна была печататься в Москве. Времени до выставки оставалось совсем немного, договор с печатником был в силе, но, когда я позвонила ему, оказалось, что моя просьба забыта, и на выполнение моего заказа нет времени. Я сговорчивый человек, обычно входящий в положение другого, в этом случае неожиданно для себя разозлилась, сказав, что никаких договоренностей не отменяю, и приеду в любом случае. Под моим напором работы были напечатаны, и благодаря этой выставке я познакомилась с Андреем Ивановичем Баскаковым, Иваном Борисовичем Порто и Владимиром Вяткиным. Именно эти работы открыли мне дорогу в жизнь в Союзе и в фотографии. Сейчас я уверена, что если бы не настояла на своем, то моя жизнь повернулась бы совсем иначе.






Фото: ???. Мария Сахно на сайте Союза.


© Мария Сахно. Из проекта «Лето».


— Поделитесь секретами одного из самых сложных фотoграфических процессов - отбора.

— Мой отбор проходит несколько этапов, где сначала работы отлеживаются, затем, если они были сняты на пленку, печатаются маленькие индекс-принты, среди которых выбираются наиболее интересные. Затем сканирование нужных негативов, отбор и сортировка по папкам, это долгий процесс, и бывает так, что на момент печати не все предельно ясно. Я советуюсь с другими фотографами, временами с собственной дочерью, раскладывая карточки на полу, мы обсуждаем их, оценивая то, как они будут смотреться в серии, в выставочном пространстве. Последнее слово остается за автором. И так и должно происходить, на мой взгляд, невзирая на промахи и ошибки автор принимает решение самостоятельно, постепенно отказываясь от помощи наставников, только в этом случае происходит качественный рост.

— Как художник-реставратор Вы постоянно и напрямую взаимодействуете с цветом. Какую недостающую информацию он вносит в кадр? Как научиться чувствовать цвет тому, кто этого захочет?

— Цвет в фотографии достаточно сложное направление, возможно, потому, что в сравнении с живописью цветовой диапазон фотографии ограничен. Фотограф никогда не сможет работать с теми нюансами цвета, с которыми работает живописец. Тем не менее он может быть прекрасным колористом, работая с тем, что позволяет пленка, либо матрица. Цветная фотография совсем не та, в которой есть красный, синий, зеленый цвета, цветная фотография та, в которой цвет работает, стимулируя наши эмоции, побуждая к каким-то мыслям, переживаниям.

Цвет очень привязан к эмоциям, часто того не осознавая, мы проецируем это на съемку. Ассоциации с книгами и фильмами также могут окрашиваться в разные цвета, а воспоминания могут носить тот или иной оттенок. Чувствование цвета развивается с отбором, ведь серию необходимо собрать не только по смыслу, но и по композиции, стилистике, цвету.

Я все же люблю цветную фотографию, несмотря на то, что некоторые фотографы не воспринимают цвет. Для меня черно-белая фотография в каком-то смысле проще цветной. Она необычна и выглядит «не так как в жизни», этим и привлекает внимание зрителя. В цветной фотографии сделать что-то необычное сложнее, на мой взгляд.

— Как вы полагаете, важно ли ставить высокие цели, чтобы расти в фотографии?

— Высокие цели ставить важно. И это даже не амбиции, а необходимость. Если ты выбрал путь, то несешь определенные обязательства перед зрителем, это и есть проявление уважения к себе, зрителю и фотографии в целом.

— Мы можем заметить, что даже знаменитые фотографы теряют свежесть восприятия, тогда мы наблюдаем их ослабевающий и монотонный почерк в течение долгих лет. Каким образом возможно сохранить свежесть фотографического восприятия?

— Проблема потери свежести восприятия существует. Но, например, Судек снимал собственное окно много лет подряд, и всегда по-разному. Думаю, что дело не в самом сюжете, а в состоянии души. Возможно, потеря свежести восприятия - это и есть старение души.

Ясно одно - себя нужно заставлять работать, но с возрастом это становится все труднее. В юности, когда каждая тема и прием - открытие, творить легче. За этим воодушевлением последует момент, когда многое изучено и опробовано. И на любом уровне мастерства ты достигнешь плато, почерк станет узнаваем. После этого заставлять себя работать и развиваться жизненно необходимо. Изучать творчество других авторов, и делать это не только в сфере фотографии, путешествовать, пытаться сохранить интерес к жизни. Это сложно, ведь жить одним искусством могут только самые храбрые, безумные и одержимые. Да, и фотография требует не только отваги, но и кропотливости, постоянного внимая, ежедневного труда.

— Возможно ли встретить в фотографии настоящую дружбу или она, как и настоящая любовь достаточно редка, и может быть разрушена успехом одного и неудачей другого?

— В фотографии, на мой взгляд, случаев дружбы больше, чем в художественной среде. Художники кажутся мне более ревнивыми. Фотографы чаще объединяются в клубы и сообщества, проводят совместные выставки, я полагаю, у фотографов больше шансов найти такую дружбу в своей среде.

— Мария, скажите, если бы Вы смогли вернуться на 20 лет назад, выбрали бы вы снова фотографический путь или встали на другую стезю?

— Скорее всего я не изменила бы ничего кардинально, я сочетаю в себе фотографа и художника-реставратора, работающего в галерее, смелости стать исключительно фотографом у меня нет, и, пожалуй, я оставила бы все на своих местах.




© Мария Сахно. Из проекта «Лето».


— Есть ли у Вас то заветное, что бы вы хотели передать своей фотографией, то, что осталось бы жить, было по-настоящему ценно?

— Одну банальную вещь - жизнь прекрасна, и каждая ее минута, несмотря на трудности и невзгоды, прекрасна. В моих работах она не всегда весела, порой меланхолична, но мне хотелось бы показать красоту, спрятанную в кривых заборах и углах, красоту, спрятанную в повседневности.



«Откровенный разговор» – уникальная рубрика нашего сайта, беседы с молодыми и маститыми авторами, честные ответы на самые волнующие, сложные и неожиданные вопросы. «Откровенный разговор» – это возможность прикоснуться к сути фотоискусства не только с технической стороны.



Мария Сахно. Родилась 11мая 1976 г Московская обл. Егорьевский район, д. Василево. Живу в г. Тверь
В 1997 г. окончила Тверское художественное училище имени А.Г. Венецианова по специальности реставратор.
С 1996 г. работаю в Тверской областной картинной галерее художником – реставратором станковой масляной живописи.
Обучаясь в художественном училище, прошла курс фотодела, в фотолаборатории Тверской областной картинной галереи, печатала ручным способом черно-белые фотографии для музейной картотеки.
В 2006 г. завершила заочное обучение в Санкт-Петербургском академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (факультет истории и теории искусств).

Член Союза фотохудожников России с 2007 г.

С 2012 г. являюсь Председателем Тверского отделения Союза фотохудожников России.
Одна из создателей фонда художественной фотографии в Тверской областной картинной галерее 2010 г.
Занимаюсь комплектацией и изучением фонда художественной фотографии в Тверской областной картинной галерее.

Государственная стипендия в области культуры и искусства за серию фотографий «Тихая жизнь» 2009 г. (Всероссийский фотографический фестиваль молодежи «Молодые фотографы России 2009». Русский музей фотографии. Нижний Новгород).
I место в номинации «Свободная тема» Всероссийская фотовыставка «Территория Победы» Воронеж, Москва 2010 г
Государственная стипендия в области культуры и искусства за серию фотографий «Пространство для творчества». 2014 г.
Государственная стипендия в области культуры и искусства за серию фотографий «Тверь. Межсезонье» 2015 г.
Государственная стипендия в области культуры и искусства за серию фотографий «Лето» 2016 г.

Персональные выставки:
2004 г. «Фотопробы» Лекционный зал Тверской областной картинной галереи.
2005 г. «Тверь. Фотографическая реальность» г. Санкт-Петербург галерея «Сельская жизнь».
2005 г. «Контексты бытия» Лекционный зал Тверской областной картинной галереи.
2007 г. «Путешествие на Восток» «Торжок универсал банк» г. Тверь.
2008 г. “Tver. S Petersburg”. (Разная Россия). г.Оснабрюк. (Германия). Stadthaus.
2012 г. «Тихая жизнь. Сны в бабушкином доме». Белгородский художественный музей
2014 г. "Пространство для творчества" Мемориально-художественный музей Владимира Серова пос.Эммаус, Тверская область. Филиал ГБУК ТОКГ.
2015 г. "Тихая жизнь" галерея "Сарай". Музей Анны Ахматовой. г. Санкт-Петербург.
2016 г. "Тихая жизнь" Егорьевский историко-художественный музей.

Участие в некоторых выставках и проектах:

1998 г. Молодежные выставки в г. Твери (графика).
С 2002 г. участие в областных выставках Тверского фотоклуба.
2005. Ежегодной молодежной выставке «Надежда», секция «Фотография». (Санкт-Петербург Выставочный зал Союза художников на Большой Морской).
2006 г. Международное биеннале графики «Бин Белые ночи 2006», секция «Фотография». Манеж г.Санкт-Петербург
2006 г. Сокуратор и участник выставки петербургских фотографов «Из Петербурга с любовью» и проекта «Collectio 16», г.Тверь 2006 г.,Екатеринбург 2007 г., Иваново 2007 г. Красноярск 2007г., Минск 2007 г.
2007 г. Всероссийская фотовыставка «Россия – отчий дом» г.Астрахань.
2007 г. Всероссийский фотографический фестиваль молодежи в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде. 2008 г. Всероссийской выставке «Знамя Отчизны» г. Тверь
2009 г. Международного фотобиеннале «Фотомания» г. Калининград.
2009 г.Всероссийский фестиваль «Молодые фотографы России» г. Нижний Новгород.
2010 г. «Территория Победы».г. Москва.
2010 г. Выставка лауреатов конкурса «Молодые фотографы России 2009» Фотографический дом Метенкова. Екатеринбург.
2011 г. Международное балтийское биеннале «Фотомания 2011». Калининград.
2012 г. «Чай в мастерской» Городской выставочный центр г. Тверь.
2015 г. «Образ русской усадьбы» Государственный исторический музей. Москва
2016 г. Победители по итогам народного голосования в номинации «Музей: диалог с профессионалом». 3 место. Мария Сахно, Тверь. Проект «Реставраторы Центра имени Грабаря».

Участие в конференциях:

1. Конференция в Росфото «Фотография в музее» 2012 г.
2. Конференция в Росфото «Фотография в музее» 2016 г.

© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


© Мария Сахно. Из проекта «Тихая жизнь».


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info