Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Федор Телков: «Самое главное - осознание того, что не можешь жить без своего дела»

Александра ВЕСНИНА.

Федор, расскажите о том моменте, когда вы впервыe поняли, что хотите заниматься фотографией, что направило и подтолкнуло вас на этом пути.

— В какой-то момент мне пришлось делать выбор между живописью, графическим дизайном и фотографией. Для себя я определил, что графический дизайн - это работа, а фотография - нечто большее, то без чего не смогу жить. Затем пришлось искать профессию, позволяющую заниматься фотографией достаточное время. Не могу сказать, что меня к этому подтолкнуло, это не был осознанный выбор, в какой-то момент пришло понимание, что другого варианта просто нет.
Есть авторы, предпочитающие черно-белую съемку, есть те, кто лучше чувствует цвет, вас можно наблюдать в обеих ипостасях. И все же, как вы объясняете для себя разницу между чб и цветной съемкой, что предпочитаете в тот, или иной момент?

— У меня нет предпочтений. Каждая тема требует использования соответствующего языка и приемов. Как правило я работаю так, что перед началом съемки знаю все; составляющие проекта, и даже конкретные фотографии, необходимые для него. Перед началом съемки проводится длительная работа, позволяющая представить конечный результат. Для меня очень сложно не понимать в каком направлении я двигаюсь.

Какой жанр фотографии близок вам сегодня?

— Любой жанр хорош, если он раскрывает тему. В фотографии меня интересует сама идея проекта, концепция.

Расскажите о том, как зарождаются ваши проекты; от идеи (от желания снять какое-то явление, объект), или от чувства, ощущения, мимолетного воспоминания?

— Все вышеперечисленное может стать отправной точкой проекта, в этом нет системы. Бывает что-то ёкнет, пока поднимаешься в лифте, и за пять минут ты понимаешь все, что хотел бы сделать. Иногда проект зарождается от идеи, иногда от формы, когда нравится какой-либо прием, и под него придумывается сюжет. Так, например, было со «Сказами». Вначале появился формальный прием, затем под него придумывалось содержание.

Мы знаем, что вы занимаетесь преподавательской деятельностью, влияет ли это вашу собственную фотографию, если да, то как?

— Преподавание в одном из Вузов Екатеринбурга началось в 2008 году, это были различные дисциплины. Начиная с Истории Искусств, и заканчивая Дизайном на предприятиях питания, и, конечно, Фотографией. Первое, что влияет на меня, это взаимодействие со студентами, c результатами их деятельности. Второе - сам процесс преподавания, когда волей-неволей приходится участвовать в креативных процессах, и за короткое время придумывать идею и ее воплощение. Это отличная, очень полезная тренировка. Многое удалось сделать, находясь в стенах самого университета, в том числе «Простые признания», которые сейчас участвуют в основном проекте 4-й Индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге. Это своего рода «прощальный поцелуй» учебному заведению, коллекция парт с рисунками учащихся. Хотя это не совсем фотография, а скорее аналитическая деятельность, нашедшая художественную форму.

Рано или поздно любой преподаватель сталкивается с дилеммой, рассказать малоспособному, не имеющему таланта ученику правду о его способностях, направив в другое русло, или предоставить возможность сделать выбор самому. Как вы решаете для себя этот вопрос?

— Признаюсь, я неудобный человек как в преподавательской, так и в кураторской деятельности. На основе исходного материала я стараюсь гнуть какую-то определенную линию. Понимая, как должен выглядеть результат, подталкиваю к нему человека, и это довольно жесткая колея. Малоспособному ученику я скорее всего предложу тот вариант, в котором он будет выглядеть лучше. Запретить брать в руки фотоаппарат я не могу, но вполне могу посоветовать сделать что-то с работами. Например, в смежных с фотографией областях, нарисовать что-то на фото, написать текст и так далее.

Как вы полагаете, нужно ли чувство конкуренции для того, чтобы делать хорошую фотографию?

— Чувство конкуренции на каком-то этапе нужно каждому. Ни с кем себя не сравнивая, начинаешь полагать, что ты замечательный автор. Художники подобного образца обнаруживают себя застывшими, и уже не могут из этого состояния выбраться. Сравнивая себя с другими, постепенно понимаешь собственные «провалы», предъявляешь к себе другие требования. Вначале сравниваешь себя с соседом, затем с парнем, живущим через дорогу, и так далее. Чувство конкуренции постепенно растет, а с ним, каким-то образом, поднимается твой уровень.

Как вы думаете, есть ли у фотографии «женское лицо»? Какие-то особые темы, приемы, взгляд на мир, отраженный в кадре, или фотография не имеет пола?

— Надо помнить, что среди спорящих на эту тему есть и те, кто считает такую постановку вопроса некорректной. И все же, я считаю, что в фотографии есть «женское лицо». У женщин имеется определенное видение, более эмоциональное, бессознательное. Подобные фотографы есть и среди мужчин, но их крайне мало. Женскую фотографию можно назвать более чувственной. Если говорить о массе людей, то найдутся индивидуальные примеры, отрицающие и то, и другое, и тем не менее, мужчин, работающих на эмоциях немного.

Все мы слышали выражение - «масштабная личность». Как вы полагаете, влияет ли масштаб личности на качество фотографии?

— Думаю, что нет. Это как предполагать, что все старики - очень умные и благородные люди. Я знаю примеры людей значительных в жизни, и очень средних в фотографии. Есть также очень неприятные люди, прекрасно проявляющие себя в фотографии.

Читатель встретится с вами как с достаточно известным фотографом, но и Вы, наверняка, сталкиваетесь с фотографическими разочарованиями. Расскажите об одном из таких серьезных разочарований, и о его преодолении.

— Разочарования происходят постоянно. Последним из запомнившихся был возврат моих работ на конкурсе «World Press Photo». Требования к фотографиям повышаются ежегодно, чтобы избежать обмана. В моем случае судьи посчитали, что экспозиция на одном из исходных кадров была изменена слишком сильно, и некоторые детали на фото в окне исчезли.

Было понятно, что работы могли бы не пройти и на других этапах конкурса, но этот инцидент подтолкнул к тому, чтобы вернуться к этой теме, снять ее шире. В целом подобные вещи не должны останавливать, заставлять бросить любимое дело. Если такая мелочь выбивает из колеи навсегда, то все справедливо, туда тебе и дорога.

Скажите, Федор, как начинающему фотографу понять, что фотография «Твое дело»? Есть ли какие-то маячки в пространстве и времени, дающие возможность точно понять, что ты выбрал верный путь?

— Самое главное - осознание того, что без своего дела не сможешь жить. Это похоже на физиологическую потребность, почувствуешь себя плохо без этой деятельности. Это, видимо, касается любой области, не только фотографии. Я не очень понимаю истории, в которых люди, осознающие, что они успешны, продолжают заниматься своим делом, а в отсутствии успеха, сознавая, что дело это не обеспечит жизни, уходят в бизнес, например.

Давайте попробуем написать формулу хорошей фотографии, условно, потому, что в конечном итоге все решит талант или его отсутствие. Перечислите слагаемые такой фотографии.

— Все просто. Форма и содержание дают художественное произведение, если одно из слагаемых отсутствует - ничего не получится. Соответственно, интересная, новая, неожиданная форма и такое же содержание вызывают сильные чувства у зрителя. Исключением можно считать Пулитцеровскую премию, где есть примеры мощного содержания, за которым форма теряет всякий смысл.




Фото: Аня Марченкова
Не секрет, что фотография перешедшая из разряда хобби в дело, которому посвящают себя, требует делать выбор. Выбор между общением и фотографией, другим делом и фотографией, семьей и фотографией. Расскажите о своих непростых выборах на этой стезе.

— Выбор происходит ежедневно, и судя по тому, что жена меня часто в нем упрекает, выбор это непростой. Пример выбора между семьей и фотографией наиболее яркий, на мой взгляд. Так или иначе семью приходится оставлять, и даже недельный отъезд очень ощутим.

Мне приходилось слышать мнение одного фотографа по поводу совести, он сказал, что у него фотографической совести нет, то есть он способен сделать абсолютно любой интересующий его кадр. Cуществуют ли для вас этически сложные, запретные кадры?

— Отсутствие совести может помочь военному корреспонденту, или фотографу, раскрывающему другие конфликтные темы. Наверное, чем беспощаднее фотограф в такие моменты, тем лучше. Если работаешь с другими вопросами, совесть нужна. У меня есть некоторые барьеры и вещи, которые я не хотел бы снимать. Например, лежащий на тротуаре человек, пьяный, не осознающий себя. У меня есть подобное фото, и всякий раз, просматривая его, я задаюсь вопросом о том, имею ли право показывать этот кадр. Если я чувствую, что нечто противоречит моим душевным настроениям, то либо не снимаю, либо стираю кадр из аппарата. От таких снимков легче избавиться, нежели страдать.

Кто-то в поисках вдохновения просматривает старые фильмы, кто-то ищет отдохновения в природе, где и в чем ищите вдохновения Вы?

— Вдохновение всюду. Я его не ищу. И не смог бы посещать все новые выставки, просматривать все новые кинофильмы, как поступают некоторые фотографы. Этот процесс похож на получение пищи. Невозможно насытиться впрок. Проголодался - поел. Неважно откуда исходит вдохновение, от книги, фильма, музыки, случайного разговора. Оно может посетить и при взгляде на матерную запись на стене.



Фото: Аня Марченкова



Что самое ценное из того, что привнесла фотография в вашу жизнь, помимо самой возможности творчества?

— У меня появилась возможность побывать там, где я хочу. Это действительно самое ценное для меня в фотографии. Это пропуск в другой мир. Ведь фотограф, как никто другой, способен увидеть мир в различных его проявлениях, сегодня ты оказываешься в тюрьме, понимаешь, что это - изнутри, завтра наблюдаешь жизнь сказочно богатых людей. В этом смысле фотография - лифт, позволяющий побывать в различных пространствах.

Назовите одного знаменательного фотографа старшего поколения, и одного из молодых авторов, особенно понравившегося вам.

— Я не стал бы называть только одного автора, чтобы его имя не стало «ярлыком». Из старшего поколения мне нравится Олег Климов, Игорь Мухин, Борис Михайлов, Юрий Козырев. Из молодых авторов: Евгения Арбугаева, Елена Аносова, Cергей Новиков, Никита Шохов, Александр Гродский, очень нравится Оксана Юшко, Артур Бондарь и Юлия Борисова.

Представьте себя сидящим у камина, в собственном доме в возрасте 86 лет. Какой отзыв современников об авторе и человеке вы хотели бы услышать?

— Часто сохраняются нелестные сведения о человеке и прекрасные отзывы об авторе. Я бы хотел сохранить баланс между автором и человеком, оставив о себе позитивное мнение в обоих случаях.

Пожелайте всем интересующимся фотографией того, что, на ваш взгляд, наиболее важно для ее воплощения.

— Ответ зависит от того, что понимается под фотографией. В какой-то момент меня перестали интересовать фотографии как отдельные единицы, и начала интересовать фотография как проект, выставка, инсталляция, веб-сайт и так далее. Восторгала сама идея, ее оригинальность, новаторство, та форма, в которой она воплощена. Самое большое удовольствие я получаю от сочетания идеи и формы, того как они соприкасаются, подходят друг другу. Желаю всем авторам искать своих новых путей, избегать создания второстепенного продукта, ведь молодые авторы тем и хороши, что предлагают новый взгляд на мир.



«Откровенный разговор» – уникальная рубрика нашего сайта, беседы с молодыми и маститыми авторами, честные ответы на самые волнующие, сложные и неожиданные вопросы. «Откровенный разговор» – это возможность прикоснуться к сути фотоискусства не только с технической стороны.





Федор Телков родился в 1986 году в Нижнем Тагиле, на сегодняшний день живет и работает в Екатеринбурге. Член Союза фотохудожников России с 2008 года.

Участник 4-й Индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2017); Победитель конкурса Fotocanal Photography BOOK 2016 (Испания, Мадрид, 2016); Лауреат международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина (Москва, 2016); Финалист международного конкурса «Photomuseum 2016 grant» (Великобритания, Лондон); Лауреат конкурса «Молодые фотографы России» (2016, 2013, 2009 г.); Участник 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2015); Лауреат международного фестиваля фотографии Photovisa (Краснодар, 2014); Лауреат «Конкурса репортажной фотографии им. Александра Ефремова» (Тюмень, 2014, 2012, 2011); Участник «Pingyao International Photography Festival» (Китай, Пиньяо, 2013); Лауреат конкурса «Молодая фотография» (Санкт-Петербург, 2013, 2011, 2010); Лауреат конкурса «Circuito OFF» в рамках фестиваля «Festival di Cortona» (Италия, 2013), Участник биеннале фотографии «FotoFest 12» (США, Хьюстон, 2012); Лауреат национальной фотопремии «Лучший фотограф 2010» (Москва, 2011); Лауреат международного конкурса «Vilnius Photo Circle» (Литва, Вильнус, 2011) и др.

Персональные выставки: «36 Видов» (Нижний Тагил, 2017), «Место соединения» (Москва, 2016), «Наследники мечты» (Москва, 2016), «Обратная сторона стены» (Екатеринбург, 2016), «Линия Севера» (Екатеринбург, 2015), «Наследники мечты» (Екатеринбург, 2014) «Сказы» (Екатеринбург, 2015), «Скрытое» (Челябинск, 2009), «Окна» (Чехия, Хеб, 2008).

Публиковался в изданиях: The Independent Photographer, Lamono, British Journal of Photography, Critical Mess, Landscape Stories magazine, GEO, The Guardian, Русский репортер, Clavoardiendo Magazine, Port, YET magazine, F-Stop Magazine, Colors, The Calvert Journal, РБК, Forbes, Метрополь, Life force magazine, Rolling Stone, The New Times, Афиша Daily, Photobookstore magazine, Clavoardiendo magazine, Российское фото, Foto & video (Россия), Foto & video (Чехия), Digital Photo, Fotodoc, Russia Beyond the Headlinesа, Коммерсант, Colta, Медиазона, Slon, Такие дела, Meduza, Русская планета, Открытая Россия, Секрет фирмы, BBC, BBC Russia.



01.11.2017 12:00 | Светлана Тарасова говорит:

Хорошее интервью! И вопросы интересные! Особенно понравился ответ про сохранение баланса между автором и человеком.. Спасибо


© Федор Телков. Из проекта «36 видов»

«36 видов» – это фотопроект, который своим названием обращает нас к известной серии гравюр Кацусика Хокусая «36 видов Фудзи». Гравюры Хокусая созданы вначале 19 века, их сюжет - это размышление и пропорциях величественного и повседневного. Фудзи присутствует здесь порой не явно и утверждает философкое отношение к повседневности, ее приятие.

Какие персонажи наполняют столь же эпичные пейзажи Дегтярска? Промышленная добыча медной руды остановилась здесь в прошлом столетии, оставив в качестве индустриального наследия, токсичные отходы добычи руды - два террикона.

Пользуясь оптикой Хокусая, Федор Телков открывает нам значительно большее пространство противоречий в искусственных ландшафтах небольшого городка Среднего Урала.

В проекте «36 видов» автор, обнаруживает иную реальность провинциального города, преодолевая социальную энтропию. У нас есть прекрасная возможность найти 36 отличий.

Куратор проекта, Ксения Ларина


© Федор Телков. Из проекта «Кровь нартов»

Осетия на протяжении своей истории переживала несколько сложных периодов, когда существование народа, в принципе, находилось под угрозой, а также моменты, когда их культурная идентичность подвергалась сильнейшему давлению со стороны соседей или поработителей. Однако, такая суровая форма жизни (природная, политическая, культурная, религиозная) сформировала особый осетинский характер – тип гордого человека, который борется со сложившимися обстоятельствами за свою свободу.

© Федор Телков. Из серии «Семья, тайга, олени»

В 2010 году мне посчастливилось отправиться в Нижневартовский район Ханты-Мансийского автономного округа и снять историю про семью ханты. С этой поездки я навсегда полюбил Север. А в 2012-м стартовал долгосрочный, совместный с Сергеем Потеряевым проект «Линия Севера». Он об ассимиляции коренных народов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Опыт работы над этим проектом оказался очень важным, тогда у меня сформировался подход к работе над долгосрочными проектами — от замысла до реализации.

© Федор Телков. Из проекта «Сказы»

Урал - географический регион в России и Казахстане. Основной частью этого региона является Уральская горная система. Уральские горы, протянулись от Северного Ледовитого океана до Казахстана – 2500 км. Здесь проходит граница между Европой и Азией.

Cегодня, мифы и реальность, прошлое и настоящее Урала сосуществуют, образуют особый уральский мир, не похожий ни на один другой. Древние языческие образы хранят здесь горы, реки, леса, ими пропитаны и люди, которые тут живут.


© Федор Телков. Из проекта «Смог»

«Смог - чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях».

Урал – самый индустриальный регион страны. Большинство населенных пунктов построены здесь вокруг заводов и для заводов. Их массовое строительство началось еще в петровскую эпоху. Некоторые предприятия дали жизнь большим городам, которые существуют и по сей день, другие устарели и исчезли, либо остались развалинами плотин в деревнях. Труд и заводы – были смыслом жизни Урала, его предназначением, отчасти это так и сегодня.


© Федор Телков. Из проекта «Право веры»

Вклад старообрядцев в развитие Урала сложно переоценить, они являются одним из ключей к пониманию региона, таким, какой он есть сегодня. Не смотря на то, старообрядцы подвергались жесточайшим гонениям по всей стране, здесь под крылом заводчиков они нашли свое особое место. Индустрия нуждалась в тех, кто умел и хотел работать. Староверы проникали в самые высокие круги Горно-заводской державы, становились купцами, мастерами, управленцами.

На протяжении всей своей истории с большим или меньшим напряжением они боролись за свои права верить, и делать это так, как считают правильным, то есть так, как это делали предки. В первой половине XX века старообрядцы вновь открыли для себя страницу темных времен, где фотография стала некой «уликой», свидетельством причастности человека к старообрядчеству.



Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!
СОЮЗ НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ
Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2016
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2016
e-mail: design@photounion.ru