Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЕЙ В ОТКРЫТКАХ

Александра Устинова.

Помните те милые времена, когда под Новый Год из почтового ящика (реальной железной коробки) вам в руки вываливался ворох разноцветных картонных прямоугольничков - поздравительных открыток? От дедушки, от бабушки, от тети из Саратова, от коллег по работе, наконец. В моем семейном архиве их — с пожеланиями грядущего счастья — множество. Среди них есть, например, вид Кремля с отпечатанным на машинке поздравительным текстом и трогательной подписью: «коллективу отд.62 от коллектива отд.61» (правда, она не по почте пришла: видимо, товарищи обменивались поздравлениями лично).
В советский период фотография, используемая в «открыточном» деле, далека от художественной. На мой взгляд. Хотя многие могут со мной и не согласиться. Взять, например, открытки с фотографиями артистов. Вряд ли «это» можно назвать художественным портретом, скорее рядовой студийной съемкой. А вот, к примеру, продукция московского фотоателье «К.Фишеръ» на рубеже прошлого - позапрошлого веков. Автор этого впечатляющего портрета Федора Шаляпина в образе Мефистофеля — Карл Фишер — один из основателей (а затем и председатель) Русского Фотографического общества. Им и работниками его ателье была создана портретная галерея выдающихся деятелей русской культуры, воплотившаяся, в частности, в открытки с портретами артистов императорских театров.



Ф.И.Шаляпин-Мефистофель в опере А.Бойто «Фауст» в миланском театре «Ла Скала». Около 1901 г. Из частной коллекции.
Ф.И.Шаляпин-Мефистофель. Фотограф К.А.Фишер. Из частной коллекции.

Еще один жанр фотографической открытки, балансирующий на грани между документальной фиксацией и художественностью, — открытка видовая. Они и сейчас выпускаются. Кто же не покупал в туристической поездке сувенирные наборы типа «виды городов»? Про добротно сделанный видовой снимок так и говорят: как на открытке... А еще старые видовые открытки помогали возрождать разрушенные города. Варшаву, например, восстанавливали, опираясь на частное собрание открыток.



Виды Волги. Ярославль. Центр города. Акционерное общество «Гранберг», Стокгольм. Из частной коллекции.

Впрочем, талант фотографа может проявить себя и в жестких рамках поставленной заказчиком технической задачи. В этом ему зачастую оказывает помощь сама матушка-природа. Пейзаж ведь можно снимать не только при ясном голубом небе. Тем более что цвет в фотографической открытке появился ох как не сразу (я не беру в расчет «раскраски», как на приведенном выше фото Ярославля).



Москва. Дворец Труда. Издательство «Союзфото», 1931. Из частной коллекции.

Мало кто знает, но «фотографическую волну» в «открыточном» море подняли революционные настроения масс в 1905-07-х гг. К фотографии обратились из-за дешевизны фото-открытки (тогда это были портреты Маркса, Энгельса, героев революции). А распространялись они как листовки — нелегально. Агитационные открытки 1920-30-х годов, рекламируя достижения социализма и прославляя его героев, тоже обращались к фотографии. И полетели по стране фото-коллажи с папанинцами и сталинскими соколами. Ну и вожди, конечно.
Но был еще в стране победившего социализма жанр фотографической открытки, никак не связанный ни с официальной политической доктриной, ни с вытекающими из нее цензурными ограничениями. Назовем его «наивной открыткой». Изготовлялась она разнообразными артелями или кустарями-одиночками. И, как правило, это был фото-коллаж типа «Привет из Сочи». Помните, наверное. И наверняка в любом домашнем архиве-альбоме найдется хотя бы один достойный образчик. А видели ли вы их «романтических» собратьев (всяческие «игривые» сюжеты мы выносим за скобки)? «Люби меня как я тебя» - вечная тема мирового искусства. Кстати, такого типа открытки выпускались и до революции. Но на социалистическом рынке почтовой продукции они, безусловно, радовали глаз своей неформальной стилистикой.



Открытка. 1950-е гг., СССР. Из частной коллекции.

Не обошли народные умельцы своим вниманием и радостный праздник Новый Год. А как же без нового года, спросите вы. А ведь обходились когда-то и без него (как и без много чего еще...). Ведь с 1929 по 1935 праздник этот был официально отменен, как не соответствующий духу времени. Но сердцу не прикажешь. Открытки с новогодними поздравлениями официальный запрет обходили. Советского человека голыми руками не возьмешь. Он напишет поверх революционных гвоздик: «С Новым Годом». И еще восклицательный знак поставит. «Наивная» фото-открытка оживляла свою изначальную монохромность, широко используя приемы монтажа и коллажа. Изготовлялись и «персонифицированные» образцы.



Новогодняя открытка. 1950-е гг., СССР. Из частной коллекции.
Новогодняя открытка. 1961 г., СССР. Из частной коллекции.

В «официальной» новогодней открытке использование фотографии в качестве элемента оформления началось в 1960-е гг. Открытки — дело серьезное, выпускались они различными государственными издательствами. А раз дело государственное — то значит, должен быть у открытки не только автор, но и редактор. Тиражи-то миллионные! Итак: фотограф делает цветное фото заснеженных елочек, художник рисует «оформление», а редактор редактирует текст «С Новым Годом!». Образец прилагается.



Новогодняя открытка. Фото: Н.И.Матанов, художник К.А.Комлев, редактор А.Рязанцев. Издание Министерства связи СССР, 1967. Из частной коллекции. Новогодняя открытка. Фото: А.И.Становов, художник И.Я. Дергилев, редактор П.А.Бальчевский. Издание Министерства связи СССР, 1965. Из частной коллекции.

И лишь в 1970-е гг. появляются, наконец, привычные сегодняшнему покупателю композиции из шаров-игрушек-свечек. Пионерами в этой области стали прибалтийские республики. Причем надписи на них могли быть «обтекаемые»: Поздравляем, Желаем наилучшего и т.п. Это оттого, что открытки были, что называется, «с двойным дном». Можно с Новым Годом поздравить адресата, а можно и с Рождеством, которого в те поры официально как бы и не было.

Вот такая история с фотографией в открытках. Очень-очень краткая.


Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!
СОЮЗ НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ
Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2016
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2016
e-mail: design@photounion.ru