Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР 2021 БЕЗ БАРЬЕРОВ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ФОТОГРАФОВ»

Татьяна САБУРОВА. Ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда «Фотография ХIХ – начала ХХ вв.» Эксперт фотографии Х1Х в. Министерства Культуры РФ

Накануне 1-й мировой войны в Москве в среде фотографов возникла идея создания профессионального союза. В конце декабря 1914 г. определением Московского особого городского присутствия было разрешено открытие «Первого Всероссийского общества фотографов профессионалов в Москве» и принят устав. Его подписали владельцы московских ателье М.И.Грибов, Г.Г.Трунов, Н.И.Свищов, Е.П.Павлов, А.С.Высоков, Г.А.Чижов, Г.В.Соколов, А.Е.Новиков, М.П.Павлов (ателье «П.П.Павлов»), Н.В.Бажанов (ателье «И.Данилов»), А.Ф.Пекин (ателье «И.Афанасьев»), И.И.Бородулин («Ателье») и другие учредители. Официально считалось, что деятельность нового Общества началась с 1915 года.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. основная роль большинства владельцев ателье сводилась к руководству своими сотрудниками. Некоторые из них даже не были знакомы с фотографическим процессом. В производстве портретов был занят целый коллектив мастеров и подмастерьев, и успех предприятия напрямую зависел от правильно подобранного штата. По воспоминаниям Н.И.Свищова, в 1870-е гг. в ателье Е.М.Овчаренко работал фотографом прекрасный мастер С.А.Блохин, который и составил славу этого заведения. В 1880-е гг. это ателье процветало благодаря усилиям не менее искусного фотографа М.И.Яковлева и после его отъезда в Петербург потеряло популярность. Работал здесь и Р.Ф.Бродовский, открывший впоследствии собственный портретный салон. В знаменитой фирме К.А.Фишера портретной и театральной съемкой долгие годы заведовал М.А.Сахаров. В значительной мере именно он представлял лицо этой фирмы. В глазах многих клиентов имя владельца на вывеске ателье «К.А.Фишер» ассоциировало с ним - человеком, стоящим за камерой. Не случайно в 1912 г. во время 25-летнего юбилея московской фирмы К.А.Фишера, прибывшие на чествование гости, обращались со словами благодарности к М.А.Сахарову.

В съемочном павильоне портретного ателье трудились главный фотограф, его помощник, сотрудник, регулирующий свет, и мальчик-подмастерье, который стелил ковры, перемещал декорации и мебель. Этим не ограничивался штат служащих. В «темной комнате» - скрытой от глаз посетителей части фотографического заведения, несколько сотрудников готовили к съемке негативы, а в копировальной - осуществляли печать позитивов. Особая роль отводилась ретушерам. Уважение к этой профессии брало начало с 1860-х гг. - со времени работы у петербургских портретистов Г.И.Деньера и И.Ф.Александровского, И.Н.Крамского - тогда еще учащегося в Академии художеств. В среде фотографов его называли «богом ретуши». Все сотрудники портретного ателье трудились с утра до позднего вечера без выходных. Девизом владельцев фотографических заведений, по меткому выражению Н.И.Свищова, были слова «Давай, давай!». Согласно закону об авторском праве фотографа на свои произведения, утвержденному в 1911 г. в Государственном Совете, в сфере коммерческого портретирования фотографическая портретная карточка становилась собственностью заказчика, как оплаченная продукция.

В Х1Х столетии фотографическая карточка прочно вошла в жизнь человека. Снимались «по случаю» и «на память», с друзьями, родственниками, сослуживцами. Фотографии окружали человека: портретами были увешаны стены комнат, они стояли в изящных рамках на столиках, ими были наполнены семейные альбомы.

В 1915 г. общим собранием «Первого Всероссийского общества фотографов профессионалов в Москве» было выбрано правление. Большинство членов из его состава многие годы трудились в сфере фотографии и имели огромный опыт. М.П. и Е.П.Павловы были сыном и братом главы фирмы «П.П.Павлов», основанной в 1891 г., и приобщились к профессии в раннем возрасте. Отец М.И.Грибова был владельцем ателье в Москве с 1877 г. Дело перешло к сыну после его смерти в 1890 г. – сначала на практике, а с 1899 г. юридически. Н.И.Свищов в конце 1880-х гг. прошел школу в ателье Е.М.Овчаренко, а в 1891-1893 гг. работал помощником фотографа у Р.Ф.Бродовского.

Многие члены Общества начинали свой путь в профессии мальчиками-подмастерьями. «Мальчик» в фотографическом ателье – особый сюжет. В юном возрасте он поступал в обучение к фотографу, так же как другие его сверстники – к булочнику, парикмахеру, портному или сапожнику. «Мальчик несколько лет был на побегушках, понемногу усваивал профессиональную технику и по истечении времени превращался в мастера. Как ни странно, в этих условиях вырастали приличные профессионалы…». Многие знаменитые русские мастера начинали путь в светописи именно такими «мальчиками» - М.П.Дмитриев, М.А.Сахаров, М.С.Наппельбаум…

Время для учреждения «Первого Всероссийского общества фотографов профессионалов» оказалось крайне неудачным. Разрыв экономических отношений с Германией по причине Первой Мировой войны привел к оскудению наполнявшегося за счет немецких фирм фотографического рынка. Многие фотографы были призваны в действующую армию. Последующие вслед за тем социальные и политические преобразования стали настоящей катастрофой для фотографов-практиков, так как многие портретные ателье оказались на грани закрытия. Между тем, в 1917 г. Общество прошло перерегистрацию и в это сложное время продолжило свою деятельность под именем «Всероссийский союз фотографов», сохранив «от распыления» фотографические силы страны и поддерживая «интерес у фотографов к своему делу».

В 1919 г. члены «Всероссийского союза фотографов» обратились за помощью к В.Л.Русецкому - председателю Комитета фотографии и фототехники при Комиссариате народного просвещения, который в свою очередь доложил о проблемах отрасли А.В.Луначарскому. В итоге согласно Постановлению ВЦИК СНК от 12 мая 1919 г. на фотографов-профессионалов распространились единые льготы и права, установленные для трудящихся художников-кустарей: возможность иметь специальное помещение (ателье, студия, комната в квартире) с орудиями производства (техника, осветительные приборы, декорации, мебель), право на привлечение наемных работников и учеников, освобождение от личной трудовой повинности. Это дало возможность фотографам-профессионалам продолжить свою деятельность, однако рост налогов тормозил их процветание.

М.П.Дмитриев смог сохранить свое ателье до 1927 г. В 1928 г. ему помог А.М.Горький, обратившись к Нижегородским властям с убедительной просьбой освободить от непосильного бремени налогов старейшего русского фотографа. В следующем году М.П.Дмитриева освободили от выплаты налогов, однако при этом фотограф вынужден был передать ателье в ведение Комиссии по улучшению жизни детей при Нижегородском крайисполкоме, что на деле означало национализацию. Здесь фотограф проработал до выхода на пенсию в 1939 г.

В Москве в 1920-е гг. на углу Кузнецкого переулка и улицы Петровки продолжало работать ателье «Паола», сначала с тремя наемными работниками, затем с привлечением в качестве помощницы жены владельца Е.А.Свищовой. Ателье было закрыто перед началом Великой Отечественной войны. Однако большинство коллег Н.И.Свищова закрыли свои фотографические заведения намного раньше. По данным справочной книги «Вся Москва» в 1917 г. работало чуть более 100 частных фотографических ателье, в 1923 г. – 30, в 1930 г. – 26. «С каждым днем заметнее становилось исчезновение частных фотографий», - вспоминал об этом периоде М.С.Наппельбаум.
Одним из самых популярных в Москве являлась «Фотоартель», которую возглавлял М.А.Сахаров. В 1882 г. сын бедного сапожника из Тарусы, имевший лишь начальное образование, приехал в Москву для получения профессии, способной прокормить его в будущем. М.А.Сахаров поступил «мальчиком» в ателье И.Г.Дьяговченко, а в 1887 г. уже занял должность фотографа. Он продолжал работать в этом ателье и после прихода нового хозяина – К.А.Фишера. В годы 1-й Мировой войны фирма прусского подданного оказалась жертвой погромов черносотенцев и фактически прекратила существование. В 1915 г. М.А.Сахаров стал инициатором создания артели фотографов из бывших мастеров фирмы К.А.Фишера, которая работала под вывеской «М.Сахаров и П.Орлов» в Кузнецком переулке по 1924 г., а затем была реорганизована в промысловую «Фотоартель» с восемью наемными рабочими. М.А.Сахаров руководил фотографическим заведением до 1930 г.

В 1923 г. НКВД утвердил новый устав «Всероссийского союза фотографов». Был избран новый состав правления. Статистика свидетельствует о росте интереса к этой организации среди фотографов-профессионалов России. В 1923 г. в ней состояло 130 человек (60 - из провинции), в 1925 г. - 396 человек (316 – из провинции), в 1926 г. – 496 человек (410 – из провинции). Наиболее активными в творческом плане были москвичи. В организации состояли Н.П.Андреев, В.И.Улитин, М.С.Наппельбаум, Л.О.Эпштейн, Э.С.Бендель, П.В.Клепиков, Е.Я.Элленгорн, Н.И.Свищов, М.А.Сахаров и пр. В 1927 г. постановлением НКВД было утверждено новое название организации – «Всероссийское общество фотографов» (ВОФ), под которым она и вошла в историю отечественной светописи.

В 1926 г. вышел первый номер печатного органа ВОФ журнала «Фотограф». Во вступительном слове было сказано, что предназначено издание, прежде всего, для профессионалов-практиков, стремящихся к совершенствованию. Целью своей журнал считал информирование о событиях фотографической жизни страны. Его программа включала статьи по истории светописи, по вопросам научной, технической, прикладной фотографии. Большое внимание уделялось проблемам съемки и печати, оборудованию павильонов, фотоаппаратуре, фотохимикатам, фотолитературе. Специальный раздел знакомил читателей с жизнью Общества. На страницах издания воспроизводились авторские работы членов организации. Журнал ВОФ сыграл огромную роль в жизни фотографов России, объединив их вокруг себя.

Дебютный номер открывала статья А.В.Луначарского «Фотография и искусство». В ней автор заявлял, что отказывается видеть в светописи рабыню природы, которая механически регистрирует все, что находится перед объективом камеры. Процесс фотографирования, считал он, является процессом творческим и зависит от мастерства человека, а успехи в этой сфере очевидны. Публикацией статьи А.В.Луначарский оказал существенную поддержку фотографам, которые ответили ему благодарностью. В 1926 г. состоялась выставка, посвященная 25-летию литературной деятельности А.В.Луначарского. На ней экспонировали портреты юбиляра 1918-1925 гг., выполненные разными авторами – М.С.Наппельбаумом, А.Д.Гринбергом, М.А.Сахаровым, А.П.Штеренбергом, С.К.Ивановым-Аллилуевым, фотографами Киевского Художественного института и пр. «Анализ портретов одного и того же лица, выполненных различными мастерами, очень много дал нам, выявил творческие индивидуальности каждого … и снова подтвердил, что фотография – отнюдь не механическое копирование натуры», - вспоминал один из экспонентов. По общему мнению, в этом соревновании индивидуальностей победил М.А.Сахаров. В 1927 г. А.В.Луначарский был избран почетным членом ВОФ.

Профессионалы по-прежнему обращали главное внимание на жанр портрета, что нашло отражение на страницах «Фотографа». Преодолению штампов в портретировании посвятил свою статью М.С.Наппельбаум. Она называлась «En face, trios quarts et profil (Анфас, три четвери и профиль)». «Как часто мы с вами, коллеги-профессионалы, повторяем эти слова, и мы, и наши клиенты, с такой изысканностью и пафосом, - ведь это термины чистого святого искусства, - а мы его жрецы», - иронизировал автор. Солидные господа, вспоминал он о съемках в дореволюционный период, как правило, снимались en face, дамы, «чуткие ко всему изящному» - profil, а категория «так называемых интеллигентов», - trois quarts. Значительно позже М.С.Наппельбаум написал мемуары «От ремесла к искусству», в которых признался: «Меня не увлекала пейзажная светопись, не захватывали ни бытовые, ни репортажные снимки. Неизъяснимыми чарами всегда манило меня лицо человека». Фотограф назвал портрет самым лаконичным и глубоким документом эпохи, воплощением художественного образа, отображением внутреннего мира человека, его социальных примет и индивидуальности.

В 1920-е гг. М.С.Наппельбаум много и плодотворно работал. Он создал серию портретов деятелей культуры - А.А.Блока, Максима Горького, К.И.Чуковского, С.А.Есенина, Демьяна Бедного, Е.П.Гердт, Ю.М.Юрьева, В.А.Максимова и др. «Из галереи портретов писателей того времени, - вспоминал фотограф, - я выделяю портрет Анны Ахматовой, решенный в несколько необычной для меня манере. Несмотря на то, что источник света один, свет плоско падает на лицо. Освещение ровное. Это дало возможность четко выделить контур строгого профиля Анны Ахматовой, классическую форму носа с горбинкой. Получился портрет-камея. Лицо Ахматовой сохранило на снимке своеобразие его рисунка. Портрет Ахматовой – подтверждение необходимости для фотографа-художника индивидуального подхода к работе. Сама модель всякий раз подсказывает прием для ее изображения». Отзываясь на требования нового времени, М.С.Наппельбаум осуществляет массовую съемку деятелей революционного движения. В 1917 и в 1918 г. он фотографирует В.И.Ленина, в 1928 г. – И.В.Сталина. Среди портретируемых - Ф.Э.Дзержинский, А.В.Луначарский, М.В.Фрунзе, В.В.Воровский, Н.К.Крупская, М.И.Калинин и др.

Член ВОФ В.Е.Павлов, сын учредителя организации Е.П.Павлова, потомственный фотограф, внес совершенно новые штрихи в портретный жанр. В 1920-е гг. в журнале «Фотограф» воспроизводятся его работы на тему «Смех». Долгое время считалось, что смех и даже улыбка выглядят на снимке уродливо, что необходимо избегать фиксации подобных «гримас». Фотограф и теоретик Б.И.Пашкевич, уделяя большое внимание мимике находящегося перед камерой человека, полагал, что возможно фиксировать лишь начальные фазы мимических движений. Портрет, по его мнению, должен был отличаться не внешней, а внутренней динамикой. В фотографическом наследии Х1Х – начала ХХ столетия мы не видим изображений смеющихся лиц. Лишь в редких случаях, чаще всего на моментальных снимках, встречаем улыбку или полуулыбку. Новое время, полное оптимистических представлений о настоящем и будущем, внесло свои коррективы. На фотографиях В.Е.Павлова мы видим человека откровенно смеющегося. С 1927 г. этот автор стал работать в кинематографе – сначала фотографом, затем оператором. Он сотрудничал с режиссером И.А.Пырьевым и участвовал в съемках жизнерадостных кинолент «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки».


<< Предыдущая страница1 | 2 | 3Следующая страница >>


М.С. Наппельбаум. Портрет А.А. Ахматовой. 1920-е. Серебряно-желатиновый отпечаток.


Н.З. Токанов (Ателье «Юпитер»). Портрет В.Н. Фигнер. 1927 год. Серебряно-желатиновый отпечаток.


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР 2021 БЕЗ БАРЬЕРОВ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info