Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

«СТАРАЯ МОСКВА» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ (1840-1930)

Татьяна САБУРОВА. Ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда «Фотография ХIХ – начала ХХ вв.» Эксперт фотографии Х1Х в. Министерства Культуры РФ

В октябре 1840 г. в Москве на Кузнецком мосту в витрине магазина художественной продукции К.А.Беккерса были выставлены необычные миниатюрные предметы, на зеркальной поверхности которых высвечивались хорошо знакомые москвичам виды старой столицы. (Московские ведомости. Прибавление №7. 1840. Отд. 2. С. 247)
Современники отмечали, что вряд ли найдется в России еще один город, которому посвящено такое количество фотографических изображений. Деятельность фирмы «Шерер, Набгольц и Кº» стала примером для фотографов рубежа Х1Х-ХХ вв., когда бурное московское градостроительство поставило перед общественностью задачу сохранения для будущих поколений облика старой столицы в произведениях искусства и светописи.

Из путеводителя «Москва-златоглавая» 1914 г.: «Москва гигантскими шагами уходит от своей самобытности. Она напрягает все усилия к тому, чтобы приблизиться к общему типу европейских городов, распрямить и расширить сеть своих запутанных улиц, устремить ввысь ряды своих домов.… Этот тихий город с медленно тянущимися конками, с оглушительно гремящими по булыжной мостовой извозчиками, вдруг наполнился толпами прохожих, кинулся в сотни звенящих, спешащих трамваев, как будто ожил и переродился. Мечтательные и прекрасные особняки в запутанных переулках, окруженные столетними деревьями, уступили место каменным ящикам с сотнями квартир. Кремлевскую стену опоясал трамвай, а в Никольских воротах стал столб с надписью: «Берегись вагона!».

Осознавая неизбежность утраты традиционного облика города, и желая сохранить его в памяти, любители московской старины – исследователи и общественные деятели, при поддержке городских властей вели активную работу по сбору документальных материалов по истории и архитектуре Москвы. Огромную роль в этом начинании сыграло Императорское Московское археологическое общество и его комиссия «Старая Москва». Одна из поставленных ими задач заключалась в фотодокументировании старой столицы. Для этого Городская дума в лице Н.И.Гучкова и отдельных ее депутатов выделила специальные средства, а Московское археологическое общество разработало программу фотосъемок и привлекло для ее осуществления лучших фотографов.

Среди них, совсем не случайно, оказался профессиональный фотограф и владелец ателье ПЕТР ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1860-1924). (подробнее - Т.Сабурова. «Московский фотограф П.П.Павлов» в сб. МОСГОРАРХИВа «Москва в начале ХХ века» М. 1997) В 1880-е гг. Павлов работал в фирме «Шерер, Набгольц и Кº» и, очевидно, участвовал в видовых съемках. В 1891 г. он основал собственное дело и в последующие годы остался верен «московской» теме. Фотограф сумел создать собственный фотографический образ города рубежа Х1Х-ХХ вв. По-видимому, соучастником съемок был его сын Михаил. В собственной фототипии Павлов издал серию, посвященную Москве.

Его видовые произведения можно разделить на две группы. Первая – классический образец деловой съемки. Сюда относятся, прежде всего, фотографии, выполненные в содружестве с Московским археологическим обществом, которое давало разрешение на проведение съемок в Москве и Московской губернии и определяло задачу фотографа.

Другая часть творческого наследия Павлова – видовые фотографии, выполненные в жанре художественной светописи, отличающиеся картинностью и даже эпическим характером.

Огромную роль в сохранении для потомков облика старой Москвы в фотографиях сыграло РУССКОЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - крупнейший творческий союз, объединивший на рубеже Х1Х-ХХ вв. профессионалов и любителей.

В 1910 г. при содействии Московского Археологического общества была разработана программа фотодокументирования памятников старой столицы для проведения среди членов РФО конкурса им. В.В.Баркова. В 1913 г. был объявлен конкурс «Московская улица и ее жизнь», а вслед за ним – «Ушедшая и уходящая Москва», имевший огромный общественный резонанс. «Без летописи – нет истории, и фотографы не выполнят своего общественного долга, если не дадут фотографической летописи Москвы». Эти слова, опубликованные на страницах «Вестника фотографии», стали призывом Правления РФО к свои членам. (Вестник фотографии. М., 1914, №4. С.95).

Фотографам предлагалось выполнить снимки московских улиц, памятников старины, зафиксировать сцены городской жизни и типы населения. Кроме того, их призывали разобраться в своих архивах и выявить те негативы, на которых запечатлены давно разрушенные и оплакиваемые любителями старины дома, церкви, еще не искаженные позднейшими постройками, аллеи не вырубленных московских садов и парков, не засыпанные городские пруды. Художественный уровень конкурсных работ был желателен, но их истинная ценность должна была заключаться в документальной точности.

29 участников представили на конкурс 250 фотографий и 8 альбомов 29 авторов. Жюри в составе С.А.Чернявского (автора плаката к конкурсу), В.А.Никольского, А.А.Иванова-Терентьева присудило медали: В.А.Вейцлеру за снимок «Смотр молодых солдат на Театральной площади 28 апреля 1899 года» и Б.С.Елисееву за работу «Новое и старое».
Все представленные на конкурс работы должны были положить начало созданию музея. Успех этого конкурса подвиг руководство РФО к проведению следующего, тематически расширенного, что и отразилось в названии - «Уходящая и новая Москва». Фотографам предлагалось запечатлеть то самое «сегодня», которое «завтра» станет историей. Популярность конкурса росла. Только в апреле 1914 г. 31 автор представил 174 снимка. Начало 1-й Мировой войны нарушило все планы. В сентябре 1915 г. вышел указ о запрете съемок в стратегически важных районах России.

Тема «Старая Москва» стала излюбленной для авторов различных творческих направлений – А.С.Мазурина, Е.П.Гусева, Е.Мелодиева, И.Лукьянского, Н.И.Свищева, А.А.Губарева и других. Одни создавали поэтические картинки первопрестольной, другие стремились запечатлеть сиюминутность городского быта. Технический прогресс позволил им продемонстрировать совершенно новый подход в области видовой и жанровой фотографии. На снимках этого времени традиционные «виды», «сцены» и «типы» слиты воедино. Фон – городской ландшафт – становится местом действия, персонажи живут в кадре своей жизнью, не замечая объектива камеры. Авторы не просто фиксируют события, а пытаются создать настроение, передать особую атмосферу московской городской жизни. (Т.Сабурова. Москва ушедшая. Московский журнал (Moscow magazine) 1999 №41. С.8).

Особую область представляют фотографии, на которых запечатлены события московской городской жизни – парады, открытия памятников и музеев и пр. В Москве не было столь яркого представителя жанра, который в дальнейшем назовут репортажным, каким в Петербурге была фирма Карла Буллы. Однако крупные московские фотографические фирмы имели соответствующие подразделения. Например, фирма КАРЛА АНДРЕЕВИЧА ФИШЕРА (1856-?) занималась видовой фотографией и съемкой событий. Известно, что какое-то время в этом отделе работал В.И.Улитин. Фотографиями фирмы Карла Фишера были проиллюстрированы журналы «Нива», «Всемирная иллюстрация» и др.

Во второй половине 1920-х гг. Русское фотографическое общество было объявлено пропагандистом чуждых творческих идей, а его члены - обвинены в аполитичности, эстетстве и буржуазности. В конце 1920-х гг. единственной секцией, не вызывающей негативной реакции критики, была Секция краеведения, возглавляемая З.З.Виноградовым. Усилиями этой секции были проведены конкурсы «Старая Москва» и «Подмосковные усадьбы». Тема Москвы и Подмосковья как «исчезающей натуры» в этот период была для фотографов особенно актуальной. Ю.П.Еремин, П.В.Клепиков, В.И.Улитин, Н.П.Андреев создали удивительно лирические произведения, запечатлели дыхание уходящей старой Москвы и Подмосковья.

PS:

Фотографические выставки, посвященные Старой Москве время от времени случаются. Пожалуй, самая качественная из них, состоялась в 1997 г. в ВЗ «Малый Манеж» в рамках фестиваля «История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов». На выставке были представлены фотографии из лучших собраний фотографий по данной теме - ГИМ, РГБ, ГНИМА им. А.В.Щусева. Кураторы – Т.Сабурова и И.Семакова, при участии С.Артамоновой и М.Рогозиной. Организатор фестиваля – Московский Дом Фотографии. (Каталог «История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов».. М. 1997. С.12-19)


Татьяна САБУРОВА

Ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда «Фотография Х1Х – начала ХХ вв.». Эксперт фотографии Х1Х в. Министерства Культуры РФ.

Выставки (автор концепции, куратор):
- «Сумерки царей» (раздел «Фотография»), Лондон, 1991/Русский модерн (раздел «Фотография»), ГТГ, 1992); Каталог / «Сумерки царей» (Лондон, 1991);
- «Русская фотография. 1840-1940». (Оксфорд, Бонн, Берлин, 1993-1994); Каталог «Русская фотография» ( Николаи, Германия, 1993);
- «Избранные произведения русской светописи. К 100-летию РФО» (ГИМ, 1996);
- «Крымская война в фотографиях» (Малый манеж, 1997);
- «Старая Москва» (Малый манеж, 1997);
- «Очарованный странник. Фотограф З.З.Виноградов» (ГИМ, 1999);
- «У истоков русского фотоискусства. Собрание дагерротипов ГИМ» (ГИМ, 1999);
- «Светопись настроения. Фотограф Н.А.Петров» (ГИМ, 2003);
- «Фотограф и Терпсихора» (ЦГТМ им. А.А.Бахрушина, 2004);
- «Андрей Карелин. Портрет в Интерьере» (ГИМ, 2006); Каталог «Андрей Карелин. Портрет в интерьере» (М., 2006) и другие

Печатные работы:
- «Реликвии русской истории» в сб. «Русская фотография» (М.,1996);
- «Московский фотограф П.П.Павлов» в сб. МОСГОРАРХИВА «Москва в начале ХХ века» (М., 1997);
- «У истоков фотоискусства. Собрание дагерротипов ГИМ» (М.,1999);
- «Портрет в русской фотографии. Избранные произведения 1840-1917 гг. из собрания ГИМ» (М.,2006);
- «Андрей Карелин» (Арт-Родник, 2010) и другие.


<< Предыдущая страница1 | 2


П.П.Павлов. Никольская улица. Вид на Синодальную типографию. 1891-1900 гг.

Фототипия. Съемка выполнена с колокольни Богоявленского монастыря, что за Ветошным рядом.

П.П.Павлов. Вид на Тверской бульвар. 1891-1900-е гг.

Фототипия. Съемка выполнена с колокольни Страстного монастыря, откуда открывался вид на Тверской бульвар, памятник А.С.Пушкину. На углу бульвара и Тверской улицы - церковь Дмитрия Солунского.

По эскизу С.А.Чернявского. «Ушедшая и уходящая Москва»

Плакат к конкурсу 1913-1914 гг.

Е.П.Гусев. Дети на московском бульваре. 1911 гг.

Отпечаток на бромосеребряной желатиновой бумаге.

Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info