Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

ПЕТЕРБУРГСКАЯ РУКОТВОРНО-СЕРЕБРЯНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

Анатолий Павлович АЛЕКСАНДРОВ.

31 января 2012 года в фотогалерее «Рахманинов дворик» завершился один из крупнейших и интереснейших проектов последнего десятилетия «Петербургская рукотворно-серебряная монохромная художественная фотография на рубеже 20-21 веков», продолжавшийся более 6 лет. На протяжении этого времени в рамках проекта было организовано и проведено более 80 персональных выставок, издано бесчисленное количество авторских буклетов, проведены мастер - классы, творческие встречи и семинары. Проводился сравнительный анализ эффективности выразительных средств аналоговой и цифровой монохромной фотографии, демонстрировались подлинные шедевры мастеров фотографии мирового уровня.

Анатолий Павлович АЛЕКСАНДРОВ, Секретарь Союза фотохудожников России, Председатель Союза фотохудожников Санкт-Петербурга, автор и куратор столь широкомасштабного и поистине уникального проекта, рассказал журналу «Foto сфера» о том, с чего все начиналось, и о дальнейших планах творческого «Союза фотохудожников Санкт-Петербурга – регионального отделения Союза фотохудожников России».






Foto Сфера: Анатолий Павлович, расскажите, пожалуйста, о развитии художественной фотографии и о задачах, решаемых проектом?

А.П.: Любое искусство не является статичным и неизменным в истории человечества. Оно постоянно то обогащается, то оскудевает в зависимости от особенности эпохи, от состояния культуры и менталитета общества. Художественная фотография - не исключение. Она не стоит на месте, развивается, испытывая на себе многообразные влияния смежных искусств, берет на вооружение новейшие достижения технической мысли. Все это, безусловно, отражается на ее эстетике.

Реализация проекта – это тщательно обдуманное, протяженное по времени СИСТЕМНОЕ мероприятие, решающее комплекс актуальных творческих и организационных задач. Главные из них:
- Сбережение наследия петербургской рукотворно-серебряной монохромной фотографии, сохранности которого возникла угроза в связи с переходом промышленности на новые цветные цифровые технологии;
- Полиграфическое издание авторских работ (авторских буклетов и итогового альбома);
- Обеспечение плодотворной творческой среды, обновление поколения – создание активной группы ведущих фотохудожников, объединенных единомыслием, духовной общностью и стремлением к совершенству, способных быть примером для подражания;
- Возрождение ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА в художественной фотографии – черты, исторически свойственной петербургской культуре;
- Стремление к лаконизму, к простоте и ясности художественной формы;
- Внимание к глубине содержания, к правдивому и образному отражению жизни;
- Идентификация основных направлений петербургской арт-фотографии с акцентом на общечеловеческие ценности – Добро, Любовь, Красоту.

Foto Сфера: Как бы Вы оценили состояние петербургской культуры на рубеже веков?

А.П.: Культура, несомненно, переживала период регенерации, характерный амбивалентностью, приверженностью как к классической традиции, так и к новизне с ее творческой непредсказуемостью. Серьезные перемены произошли в экономической и социальной сфере общества. Шла смена творческих поколений. Решительно обновлялась фототехника. Аналоговая технология уступила место цифровой. Обострилась борьба за сохранение аксиологических ценностей в искусстве. Если раньше ценности определялись через художественность, высшей степенью которой признавалась Красота, то к концу ХХ века авангардистский перелом обозначил разрыв с традициями в искусстве. Постмодерн шумно и безапелляционно заявил о «максимальной энтропии», о категорическом непринятии рационалистической традиции европейской культуры, об отмене всех ценностных ориентиров. Апологеты нового искусства в фотографии настойчиво «тянули» ее от классики, особенно русской, поскольку она более других была лишена прагматических задач и сосредоточена на духовности. А духовная составляющая всегда была характерной чертой петербургской интеллигенции. Налетевший в «лихих» 90-х годах на Россию шквал социальных и политических перемен опрокинул приоритет прежних общечеловеческих ценностей. Приверженность к мировым культурным ценностям спешно заменилась заурядным потребительским сознанием. Теперь главным стали развлекательность, интенсивность, необычность. Нам потребовалось заново осмыслить создавшуюся ситуацию и уточнить формулировки наших художественных целей. Ясно, чтобы человечество могло эволюционировать и дальше, гуманистическое начало не должно исчезать из его сознания.

Foto Сфера: Именно в тот момент и родилась идея создания проекта «На рубеже веков»?

А.П.: Да, в таких обстоятельствах было необходимо провести анализ состояния петербургской художественной фотографии. В конце ХХ - начале ХХI веков фотография окончательно обрела признание, как одна из форм современного искусства. Возросла коллекционная ценность серебряной фотографии и ее коммерческая востребованность. Внимание специалистов и общественности привлекло черно-белое фотографическое наследие ХХ века. Возникла необходимость просмотреть и осмыслить, с чем подошла наша арт-фотография к рубежу веков.

Foto Сфера: И что же, на Ваш взгляд, отличало петербургскую фотографию?

А.П.: Ее состояние отражали классические традиции, уровень технических знаний, влияние других пластических искусств, отголоски модернистских направлений искусства, остатки былых идейных установок, маргинального и концептуального искусства, зыбкие нравственные и художественные критерии, характерные для периода крутых перемен в социуме. Реализация проекта «На рубеже веков» начиналась с выставок модернистов. Постепенно в результате взаимодействия с куратором у авторов стали преобладать работы реалистические, образные с локальным использованием элементов модерна ради усиления выразительности. Интересно, что по мере хода проекта содержательная сторона работ становилась все человечнее и душевнее, исчезали первоначальные ожесточенность и холодность, появились философские и религиозные сюжеты.






Кривцов. Созерцание Илзе. 2009


Ильин. Расставание. 2004.




Foto Сфера: Не могли бы Вы немного рассказать о концепции данного проекта?

А.П.: Нынешний проект предусматривал обстоятельный показ и искусствоведческий анализ работ петербургских фотографов – членов творческого «Союза фотохудожников России» на их персональных выставках, которые проводились последовательно без перерыва с ноября 2005 по январь 2012 года. Продуманная, взвешенная демонстрация на регулярных выставках авторских работ петербургских фотографов, разных по направлению, манере, стилю – это достаточно объективное визуальное свидетельство состояния арт-фотографии Санкт-Петербурга на рубеже ХХ и ХХI веков. С 90-х годов у нас проводились фестивали «Осенние фотомарафоны». Это были масштабные мероприятия, организованные на гранты либерально-свободоборческого Запада. Мне довелось, как члену редколлегии фотожурнала, вникать в суть происходящего и написать несколько обозрений о «Фотомарафонах». Несмотря на смягчающие обстоятельства того времени, качество большинства выставочных работ оставляло желать лучшего. Как поднять качество и избавиться от почти нарочитой небрежности? Родилась идея продолжительной последовательности персональных выставок с более жестким кураторством. Эту идею я опробовал в своем выставочном проекте «Субъективный Петербург», который был посвящен 300-летию Петербурга и проводился в Москве, в галерее «ФотоСоюз» в 2003 году. По отзыву публики, а она была весьма профессиональной, и столичной прессы, все прошло нормально. При таком организационном процессе стабильность требований к авторам и выставочных условий создает полезную творческую среду единомышленников, способствующую повышению качества. Концепция проекта «На рубеже веков» на этот раз тоже оправдала себя.

Пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить участников проекта и администрации галерей за ответственное отношение к нашему общему делу. Несмотря на организационную сложность большого выставочно-издательского проекта, за 6 лет не было ни одного случая срыва сроков. Не скрою, тронут этим! Фотографы у нас – люди хорошие!

Foto Сфера: На чем старались сосредоточить внимание публики?

А.П.: Мы сделали акцент на художественных особенностях лучших работ, на характерных достоинствах монохромной фотографии: на лаконизме, экспрессии, символико-мистической значимости, на особых способах управления смыслом. Важно было дать почувствовать обаяние и шарм ручной авторской работы, напомнить о притягательном таинстве и магии серебряной фотографии. Как не вспомнить красный фонарь и волшебство возникающего изображения!

Foto Сфера: В рамках проекта демонстрировались также работы мировых гуру фотографии…

А.П.: Нами были проведены выставки классиков творческой фотографии: Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Макса Пенсона, Антанаса Суткуса, Гунара Бинде, Ромуальдаса Пожерскиса, Петра Носова, Александра Мацияускаса и др. Каждый из этих людей являет собой нравственный пример мужественного служения фотографии в тяжелейших условиях постоянного идеологического давления. Подлинники их работ – это школа, но не казенная, а живая, в которой эстетика работ воздействует эмоционально и служит источником вдохновения для новых поколений фотографов. Подчеркну важность эмоционального восприятия именно выставочных работ. Монитор не волнует, он только информирует.

Foto Сфера: Как Вы считаете, какое влияние на творчество фотографов оказало участие в данном проекте?

А.П.: Все это явилось полезной школой для фотографов нового поколения. Художественная фотография выражает естественную и необходимую потребность души автора в эстетической самореализации. Наш проект помог его участникам определиться в своей художественно-мировоззренческой позиции, обрести целенаправленную внутреннюю мотивацию – залог творческого роста. Характерно, что уже в пору реализации заключительной части проекта 18 февраля 2011 года состоялось общее собрание «Союза фотохудожников Санкт-Петербурга» - региональной организации «Союза фотохудожников России», которое единодушно одобрило и приняло к руководству концепцию «Основные направления художественной фотографии Санкт-Петербурга».

Foto Сфера: Не могли бы Вы рассказать нашим читателям о дальнейших планах? Проект завершен, но наверняка будет продолжение?

А.П.: Реализация проекта позволила не только идентифицировать основные направления петербургской арт-фотографии, уяснить тенденции ее развития, выявить смысловые и тематические доминанты, но и благодаря изданиям поможет в будущем компетентно судить об этом искусствоведам и историкам фотографии. Сейчас ведется работа по изданию обширного итогового альбома фотографий. Презентация его планируется в конце года. Надеемся, что он станет ценным визуальным историко-культурным наследием. Начата подготовка к реализации нового долговременного выставочно-издательского проекта, посвященного современной художественной фотографии Санкт-Петербурга. Решаются организационные вопросы с Комитетом по культуре, проводится работа с авторами. По материалам проекта «На рубеже веков» формируется фотовыставка для ее демонстрации за рубежом. В этом году исполняется 15 лет петербургской организации фотохудожников. Создана основа для ее устремленности вперед.

Мы верим в возрождение и светлое будущее образной, правдивой и умной петербургской художественной фотографии, достойной нашего Великого города!

Матюхин. Перекресток. Брюгге, 1992


Снегиревская. Натюрморт


Кривцов. Танго


Алексеев. На берегу. 2008


Дегтярев. Стены


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info