Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

EDWARD STEICHEN: «THE FAMILY OF MAN»

Владимир НИКИТИН. Кандидат исторических наук. Автор ряда книг и более полутора сотен статей по истории отечественной фотографии и фотожурналистики.

Более полувека тому назад в январе 1955 года в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась премьера фотовыставки, которой суждена была долгая жизнь и восторженный прием миллионов людей в десятках разных стран. Несколько десятилетий она путешествовала по миру рассказывая жителям планеты Земля о том как живут люди, как рождаются и умирают, как трудятся и учатся, как празднуют и скорбят, любят и сражаются.
«Род человеческий» в Москве

В 1959 в Москве открылась Американская Выставка в Сокольниках. Это была первая американская выставка после войны. Открывали ее Н.С. Хрущов и вице-президент Никсон. Надо сказать, что вся выставка была откровением для советского зрителя, огромные очереди с раннего утра выстраивались перед ее входом. Москвичей и гостей столицы интересовало буквально все – автомобили, бытовая техника, промышленное оборудование, невиданные до тех про напитки. Толпы людей приходили посмотреть на абстрактную живопись, впервые показанную широкому советскому зрителю, но, пожалуй самый заинтересованный посетитель оказывался в залах, где экспонировалась выставка Стейхена “The Family of Man”, которая была составной частью Американской выставки.

В своей книге Стейхен подробно рассказывает о выставке в Москве и сопровождает свое повествование о создании выставки именно снимками сделанными им в Москве. Он писал о том, как стоял на одном месте и фотографировал людей в то время, когда они смотрели на фотографии. Большего интереса он не видел нигде и никогда. И хотя Стейхен в своей книге и пишет, что советская пресса не оказала должного внимания его экспозиции, но он просто не мог понять тогдашней нашей ситуации, т.к. на самом деле «Правда» - главная газета страны посвятила выставке целую полосу, которую написал (непонятно почему именно он) известный советский режиссер – кукольник Сергей Образцов. На мой взгляд ему удалось очень точно понять и оценить достоинства выставки. Процитируем фрагменты его рецензии:

«Человек, который отобрал и скомпоновал фотографии для этой выставке, по-видимому, обладает нескольким очень существенными качествами. Во-первых, он талантлив, так как сама идея создания такой широкой тематической фотодокументации – это талантливая идея. Во-вторых, он обладает зорким глазом и хорошим вкусом, так как большинство фотографий очень сильны и убедительны и среди них мало таких, которые можно было бы упрекнуть в слащавой красивости. В-третьих, он гуманист, так как по тематической композиции фотографий ясно, что ее автор любит людей, радуется, когда фотодокументы говорят о человеческом счастье, и горюет, когда они показывают страдания людей…

Основным сюжетным стволом монтажа экспозиции является жизнь человека от рождения до смерти. От этого ствола отходят ветви, как бы развивающие основную тему: труд человека, его радости, его страдания.

Начинается экспозиция с того, с чего начинается жизнь человека. Со встречи двух, с любви, с поцелуя. Фотографы подстерегли людей. В девяноста случаев из ста те, кого вы видите на фотографиях, не знали, что их снимают. И уж, конечно, не видели объектив фотоаппарата те, что целовались, лежа на стриженой траве какого-то английского парка, на ночном перроне американского вокзала или на набережной Сены.

А потом свадьбы. Простые крестьяне Мексики, стоящие на коленях перед алтарем, отраженная в зеркале невеста Индии, французский буржуа, раскачивающий свою молодую жену на качелях, богатые американские молодожены.


Беременные женщины. Молодая, почти девочка, по-детски смотрящая на котенка, примостившегося у ее большого живота; совсем не молодая японка; обнаженная беременная женщина Африки и одетая в тяжелую меховую одежду будущая мать Арктики.

Роды. Мучительные. Запрокинутая голова с оскаленным от боли ртом. И голова, уткнувшаяся в подушку, с таким же безмолвно кричавшим оскалом рта. Счастливые матери с новорожденными разных стран и континентов.

Детские игры и драки. Выросшие дети. Сыновья, мечтающие быть такими же, как их отцы. Также охотиться на антилопу-гну, если отец африканский охотник; также играть на флейте, если отец – австрийский музыкант.

Труд на земле Индонезии, Китая, Ирландии, Ирана. Труд грузчиков, рыбаков, прачек, рабочих, домашних хозяек, архитекторов, ученых разных стран и разных народов.

Люди, молящиеся разным богам, люди голодные и сытые, приговоренные к смерти, танцующие, умирающие от болезней, убитые на войне, веселящиеся в ресторанах и охваченные ужасом одиночества, богачи в своих особняках, нищие под дождем...

Я рассказал сюжеты фотографий, но какова же тема экспозиции? Какие идеи руководили ее автором? В предисловии есть слова, которые очень близко подводят нас к тому впечатлению, на которое рассчитывал и которое стремился создать автор композиции. «Всюду любовь и ухаживание, свадьбы и дети. И так из поколения в поколение, которое продолжает род человеческий». «…Все мы во всех странах похожи друг на друга…», «Они одинаково жениться, удят рыбу, трудятся, ссорятся, поют, борются, молятся на всех параллелях и меридианах».

Если проверить собственные впечатления от выставки и сопоставить с только что приведенными словами, идея автора станет абсолютно ясной.

Каждый человек любой расы и национальности имеет равные права на счастье, потому что всем в одинаковой степени нужны любовь, пища, одежда, игры, танцы, смех.

Ну что ж! Это правильное утверждение. В этом смысле выставка, утверждающая право всех народов на счастье, делает доброе дело в своих турне по странам мира, и мы должны приветствовать автора «Рода человеческого», как и приветствуем всякого, кто ненавидит смерть, горе, голод, войну и желает всем народам счастья….».

На этом мы закончим цитировать создателя знаменитого театра кукол ибо дальше он начинает критиковать явно понравившегося ему Стейхена и выставку с позиций тогдашней нашей идеологии, никак не могущей согласиться с тем, что все может быть хорошо в произведении «классово чуждого нам художника». Образцов пишет:

«Но мы, советские люди, строящие в своей стране новое, коммунистическое общество, хорошо знаем, что утверждение права на счастье каждого человека – это только половина правды. Полная правда – это возможность каждого осуществить это право. И вот с позиций этой полной правды мне и хочется еще раз пройти по фотовыставке, и тогда каждый ее раздел приобретет новый смысл и новое содержание».

Вместо эпилога

В своей книге Эдвард Стейхен рассказывает о том, как ему предложили встретиться с российскими фотографами. Одним из первых был вопрос, почему так мало фотографий о России на выставке “The Family of Man”.

Стейхен объяснял, что просьба прислать снимки была отправлена в Министерство Культуры СССР. «Из Москвы в ответ пришли две большие пачки фотографий с художественными снимками метрополитена, мостов и некоторых зданий в Ленинграде, но там не было ни одной фотографии о которых мы просили - о русских людях» – рассказывает автор. Он написал другое письмо, где объяснял, что он хотел бы получить из России. Вскоре пришла другая посылка. Там опять были снимки других станций метро, другие виды города, но не было главного – простых людей с их горестями и радостями….

Главу, посвященную выставке “The Family of Man”, Стейхен заканчивает тем, что несмотря на радушный прием в Москве только в Стокгольме по пути домой, он вдруг осознал, что впервые на протяжении двух недель дышал свободно вновь. «Свобода – пишет Стейхен, - это нечто присутствующее в воздухе страны».

Закончить наш рассказ хочется еще одной цитатой из книги Эдварда Стейхена: «Когда я начал заниматься фотографией, - пишет автор, - я думал что это один из видов изобразительного искусства. Сегодня же, - продолжает мастер, - я придерживаюсь совершенно иного мнения. Призвание фотографии – содействовать взаимопониманию между людьми и помогать человеку разобраться в самом себе. А это одна из труднейших задач в мире».


<< Предыдущая страница1 | 2


Робер Дуано (Франция).


???.


???.


Miller. Couple


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info