Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР 2020 МОМЕНТ 2020 ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

EDWARD STEICHEN: «THE FAMILY OF MAN»

Владимир НИКИТИН. Кандидат исторических наук. Автор ряда книг и более полутора сотен статей по истории отечественной фотографии и фотожурналистики.

Более полувека тому назад в январе 1955 года в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась премьера фотовыставки, которой суждена была долгая жизнь и восторженный прием миллионов людей в десятках разных стран. Несколько десятилетий она путешествовала по миру рассказывая жителям планеты Земля о том как живут люди, как рождаются и умирают, как трудятся и учатся, как празднуют и скорбят, любят и сражаются.
Выставка эта называлась «Род человеческий» («The Family of Man»). Она стала самой знаменитой фотоэкспозицией ХХ столетия. Многие из тех кому не довелось побывать на ней имели возможность увидеть буклет выставки, ставший поистине бестселлером, выдержавшим массу повторных тиражей и на долгие годы ставшим фирменным подарком, раздаваемым по разным поводам во всевозможных американских представительствах за рубежом, подарком всегда желанным и сохраняемым на долгие годы.

Автором – составителем этой выставки был известный американский фотограф Эдвард Стейхен, занимавший в ту пору весьма заметный в фотографических кругах США пост главного куратора отдела фотоискусства в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА).

Долгий путь фотографа

Родился Стейхен в Люксембурге в 1879 году, но вырос в Америке в штате Милуоке, куда эмигрировали его родители. Стейхен пришел в фотографию еще на рубеже Х!Х и ХХ столетия. Поначалу он пробовал себя в изобразительном искусстве. Четырнадцатилетним юношей он приезжает в Чикаго. Он был столь уверен в себе, что даже предложил несколько своих живописных работ для ежегодной выставки, устраиваемой Чикагским художественным институтом, но – увы! - ни одна из них не была принята. Это его не сильно расстроило его, и вскоре настойчивый молодой человек находит работу иллюстратора на одной литографической фабрике. По роду своей деятельности он вынужден был освоить азы фотографии и неожиданно увлекся ей. Увлечение быстро перерастает в страсть.

Через несколько лет он опять посылает свои работы на выставку в Чикаго. На сей раз фотографии, - и их принимает жюри, которое возглавлял признанный мастер фотоискусства Альфред Стиглиц, который настолько был восхищен одной из работ молодого фотографа, что покупает ее.

Успех вдохновляет Стейхена, и он полностью отдается фотоискусству. С целью знакомства с современными новинками в фототворчестве он предпринимает путешествие в Европу. Он отправляется в Лондон, где среди прочего делает отличный портрет Бернарда Шоу, который в то время сам увлекался фотографией. Потом посещает Париж, где фотографирует великого французского ваятеля Родена. Его портрет, сделанный на фоне освещенной скульптуры Виктора Гюго и другой знаменитой роденовской скульптуры «Мыслитель» приносит фотографу мировую известность.

В 1902 году он возвращается в Штаты и полностью отдается светописи, активно работает в художественной фотографии. Некоторые критики называют этот вид его деятельности «светотеневой фотоживописью», а известный в начале века художественный критик Картер после посещения персональной выставки Стейхена в Лондоне напишет: «Многих волнует вопрос: является ли фотография искусством? Если это Стейхен – то да!».

Но постепенно «прямая» документальная фотография начинает все больше привлекать его. Толчком к этому становится первая мировая война, когда ему приходится много работать в этом жанре. Именно тогда его назначают техническим советником армейской авиафотослужбы.

Вернувшись к мирной жизни он продолжает деятельность профессионального фотографа работает практически во всех сферах фотодеятельности: в коммерческой фотографии, в рекламе, снимает портреты, многие из которых станут классическими примерами в этом жанре…


Участвует он и во второй мировой войне уже в качестве шефа фотослужбы аэроразведки. Вскоре после разгрома японцами Пирл-Харбора он собирает и экспонирует грандиозную фотовыставку «Путь к победе», которая воспроизводя нападение японцев на базу американского флота и боевые действия на Тихом океане по свидетельству прессы тех дней, «с небывалым мужеством и документальностью обличает войну и сплачивает нацию для победы над фашизмом».

После нее он делает еще пару выставок посвященных войне. Из них пожалуй самой удачной была выставка, посвященная войне в Корее, ведь именно эта война, по его мнению на тот период была отснята наиболее реалистично и адекватно. На выставке преобладали работы Дэвида Дугласа Дункана, чья книга «This Is War» («Это есть война») является самым убедительным обвинением всем войнам, выраженным силами фотографии. Толпы людей приходили посмотреть выставку.

В своей книге «Жизнь в фотографии» («A life in photography»), написанной им в конце жизненного пути Стейхен подчеркивает, что представил войну во всех ее ужасах, но потерпел определенную неудачу в достижении своей цели. Эта неудача заставила его критически оценить свою фундаментальную идею. Что было не так? И он пришел к заключению, что работа шла от негативного подхода – он хотел шокировать публику ужасами войны не дав им никакой альтернативы. Он загонял зрителя в тупик не давая ему выбора, а приученный к «happy end’y американский зритель не воспринмал подобный показ действительности.

Поэтому когда родилась идея создания новой выставки Стейхен с самого начала понял, что несмотря на показ нелегких сторон действительности, он должен создать жизнеутверждающее произведение. И однажды, пролистывая биографию Линкольна, составленную Карлом Сэндбургом, который потом напишет предисловие к его выставке, он натолкнулся на речь, где Линкольн использует термин «род человеческий». Так родилась концепция знаменитой выставки – жизнь людей планеты Земля.

Создание выставки

По словам Стейхена, это был самый сложный и впечатляющий проект, который ему предстояло делать. Для работы над выставкой для Стейхена и его ассистентов администрация музея арендовала мансарду в здании, предназначавшемся к сносу, в помещении которого были разрушены перегородки, и команда имела одну очень большую комнату для работы и одну крошечную, которая использовалась для отдыха. Там, пишет мастер, можно было иногда даже подремать. Но по настоящему спать было невозможно, так как на первом этаже находился стриптиз-клуб с ужасным оркестром, еженощно громко играющим одну и ту же мелодию.

Стейхен со своими помощниками разослали тысячи обращений с просьбой прислать фотографии для выставки в журналы, клубы, общества, а так же лично огромному количеству фотографов по всему миру. Помимо фотографий, которые прибыли в ответ на приглашение, Уайн Миллер – главный ассистент Стейхена по работе над выставкой лично просмотрел более двух миллионов фотографий из различных коллекций. Количество предварительно отобранных фотографий насчитывало приблизительно 10 тысяч, и из них предстояло выбрать материал для составления выставки.

Окончательный отбор состоял из 503 фотографий, сделанных фотографами из 68 стран. К этому времени дирекция МОМА решила что столь грандиозное мероприятие не должно ограничиваться только выставкой - ей должна был сопутствовать фотоальбом, куда должны были войти все фотоработы. Стейхен предложил выпустить два издания - одно должно быть дорогим подарочным, выпущенным ограниченным тиражом с идеальным качеством репродукций - оно должно остаться в качестве памятника этого предприятия. Другое же должно быть очень дешевым, напечатанным массовым тиражом для самой широкой публики.

Выставка “The Family of Man” открылась для публики в январе 1955 года. Она побила все рекорды Музея по посещаемости. Музей отправил оригинальное издание выставки и уменьшенную версию в путешествие по Соединенным Штатам. Информационное Агентство Соединенных Штатов (U.S.I.A), занимавшееся продвижением выставки за границей, в связи с огромной ее популярностью, вынуждено было заказать шесть копий выставки, которые потом пришлось неоднократно обновлять. Таким образом, выставку увидели почти 10 миллионов человек в 69 странах.

В некоторых странах выставка пользовалась особенным успехом. Так например, в Японии одновременно путешествовало четыре версии выставки различных размеров для демонстрации по всей стране. Самая маленькая предназначалась для показа в деревнях. Благодаря этому “The Family of Man” в Японии посмотрело более одного миллиона человек. Подобная ситуация была в Индии, где ее посетило также почти миллион человек.

В каждой стране, в каждом городе, где экспонировалась выставка, на нее приходило рекордное количество зрителей и везде она сопровождалась восторженными комментариями в прессе. Из каждой страны создатели выставки получали отзывы, в которых говорилось, что это самое лучшее из того, что когда-либо приходило из США. “The Family of Man” привлекала различные аудитории и всюду ей сопутствовали самые восторженные отзывы.

Достоин внимания случай, сообщенный из Гватемалы. В последний день выставки, в воскресенье, несколько тысяч индийцев с гор Гватемалы пришли пешком посмотреть ее. Очевидец рассказывал, что это было похоже на откровение - босые сельские жители, не умеющие ни читать, ни писать, в полной тишине подолгу рассматривали каждый снимок, стараясь запомнить увиденное.


1 | 2Следующая страница >>


Werner Bishof (Нungary). Drinkers


Werner Bishof (Hungary). Kid with Fleita


. Couple At Beach


Bob Jakobsen. Cry Kid and Solger


Робер Дуано (Франция).


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР 2020 МОМЕНТ 2020 ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info