Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

ВАЛЕНТИН БРЯЗГИН. ФОТОГРАФ БОЛЬШОГО ГОРОДА… И МАЛЕНЬКОЙ ДЕРЕВНИ

Владимир НИКИТИН. Кандидат исторических наук. Автор ряда книг и более полутора сотен статей по истории отечественной фотографии и фотожурналистики.

В профессии фотожурналиста есть масса положительных моментов, но есть и негативные. Плоды его деятельности остаются в снимках, часть из которых публикуется при жизни фотографа и становятся достоянием общественности. Если повезет, то лучшие из них войдут в исторический обиход и, возможно, надолго оставят его имя в памяти людей. Но чаще всего снимки продолжают свою собственную жизнь уже в отрыве от фамилии автора, и люди, глядя на запечатленные кем-то фрагменты действительности редко задумываются о судьбе тех, кто сделал эти снимки. И тогда об их авторах остается простая человеческая память.
Валентин снимал старенькой «Практикой», которую он в качестве гонорара получил во время поездки в ГДР еще в конце шестидесятых. Эта поездка была единственной загранкомандировкой Валентина, о которой он всегда с удовольствием вспоминал. Выставка, привезенная им, демонстрировалась в Берлине и имела успех – немецкий журнал «Fotografiе» посвятил ей большую статью, которая называлась «Фотограф большого города».

Почти десять лет (!!!) он проработал этой камерой с одним единственным объективом. Правда ремонтировал и восстанавливал ее неоднократно – отменные мастера в Питере не переводились. Надо сказать, что он понимал толк в технике, но никогда не идеализировал ее. «Снимать можно и ведром, - говорил Валентин. - Важно в чьих руках это ведро находится». Уже в восьмидесятых он так же хорошо снимал и редакционным «Никоном». Но самое удивительное, что когда у него его украли, и он не хотел что бы об этом узнали в редакции, а денег на приличную камеру у него, как всегда, не было, он купил обыкновенную «Смену» (!!!) и стал снимать ей. И больше года он появлялся на съемках с этой допотопной камерой неизменно привозя в редакцию «качественную фотопродукцию», как любил выражаться наш шеф – незабвенный Юлий Абрамович Гальперин.

Работа в ежедневной газете нелегкое и утомительное дело. Она только поначалу приносит удовлетворение от оперативных публикаций, но с годами все трудней и трудней ежедневно делать одну и ту же работу. Особенно, если ты в душе остаешься художником.


Валя все больше тяготился своей обязанностью ежедневно приносить в газету дежурные снимки, но уйти он долго не решался – нужно было кормить семью: жена Зоя постоянно болела и нигде не работала, подрастала дочка…

Отдых находился в … работе. У Валентина были золотые руки и он с удовольствием реставрировал найденную на помойке старинную мебель, восстанавливал старые часы, разводил рыбок. Аквариум, который он самостоятельно соорудил, был его гордостью – он занимал в его небольшой квартирке всю стену и вмешал чуть ли не полтонны воды. Но главным отвлечением от повседневных рутинных дел была все-таки интересная работа. Валя много и охотно сотрудничал со многими ленинградскими издательствами – он выпускал открытки, иллюстрировал книги, снимал для фотоальбомов. Выпущенный им альбом «Павловский парк» и сегодня смотрится с большим интересом. Но он всегда стремился сделать СВОЮ книгу, СВОЙ альбом. К сожалению, этого ему так и не удалось сделать. Но попыток было несколько.

Одна из них в какой-то мере была воплощена. Один из отпусков в середине семидесятых он провел в Прибалтике. Оттуда вернулся не просто отдохнувшим, но как-то помолодевшим, и на пару недель заперся в своей фотолаборатории. А потом показывал мне снимки. Это был не просто фотоочерк или серия – это была фотоновелла о девочке, впервые увидевшей море. И хотя Валя снимал свою дочку, ему удалось подняться до философского осмысления темы и рассказать о человеке и природе, о взаимоотношениях людей – больших и маленьких, об их проблемах. Издать такой альбом было невозможно, но Валентину очень хотелось опубликовать эти снимки и он показал их Михаилу Дудину – в ту пору одному из самых влиятельных людей в писательском мире Ленинграда, с которым был дружен.

Дудину очень понравились снимки и он буквально за неделю написал лирический текст. Так увидела свет небольшая книжечка «Девочка и море». И хотя на обложке значилась фамилия Дудина, и авторство Валентина было утрачено – в выходных данных было указано лишь «фотографии В. Брязгина», все-таки это была радость и он с удовольствием дарил ее своим друзьям.

Где-то в начале восьмидесятых Валентин впервые за много лет уезжает в отпуск в свою родную деревню в Архангельской области. Старый родительский дом, престарелые соседи, помнящие его еще мальчишкой, неброские, но удивительно созвучные его сердцу пейзажи окрестных мест буквально захватили его, вошли в его душу. Теперь он жил лишь одним – заработать немного денег и уехать к себе на Север, а там будь что будет…

Но уехать удалось не сразу, и он постоянно, пусть ненадолго, навещал свою родную деревню – так родился его последний крупный фотографический цикл «Тихая моя Родина». Как-то зимой в Доме журналистов он показал его. Не было обычных шумных споров и обсуждений, никто не спрашивал про то «чем снято и в чем проявлял» - все молча рассматривали снимки и говорили про жизнь. Именно она была на снимках.

А потом он, наконец, уехал, как оказалось, насовсем. Он ремонтировал дом, ухаживал за пчелами, работал по хозяйству. Словом, жил так как жили его соседи – архангельские крестьяне. Они приняли его в свою среду – он был прост и понятен им и жил так же как они. Казалось бы все пришло на круги своя, но жизнь распорядилась иначе. Те болячки, которые он мужественно и незаметно для окружающих постоянно преодолевал на протяжении долгих лет, внезапно сказались, и сердце его не выдержало.

Еще в Питере он как бы в шутку говаривал, что хотел бы помереть в родной деревне. Судьба в этом плане оказалась благосклонной к нему.

И похоронен он там на старом деревенском кладбище, рядом с могилой своей матери.


<< Предыдущая страница1 | 2




01.02.2012 12:05 | Павел Маркин говорит:

Всегда с большим трепетом вспоминаю Валентина Брязгина и его удивительные фотоработы! Спасибо, Володя, за эту Память!


Валентин Брязгин. Old vilages dog


Валентин Брязгин. Pi-pi kid


Валентин Брязгин. Smogs


Валентин Брязгин. Two dogs & cat


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info