Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР МОМЕНТ 2020 ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

ВАЛЕНТИН БРЯЗГИН. ФОТОГРАФ БОЛЬШОГО ГОРОДА… И МАЛЕНЬКОЙ ДЕРЕВНИ

Владимир НИКИТИН. Кандидат исторических наук. Автор ряда книг и более полутора сотен статей по истории отечественной фотографии и фотожурналистики.

В профессии фотожурналиста есть масса положительных моментов, но есть и негативные. Плоды его деятельности остаются в снимках, часть из которых публикуется при жизни фотографа и становятся достоянием общественности. Если повезет, то лучшие из них войдут в исторический обиход и, возможно, надолго оставят его имя в памяти людей. Но чаще всего снимки продолжают свою собственную жизнь уже в отрыве от фамилии автора, и люди, глядя на запечатленные кем-то фрагменты действительности редко задумываются о судьбе тех, кто сделал эти снимки. И тогда об их авторах остается простая человеческая память.
В этом году исполнилось бы 70 лет замечательному питерскому фотографу Валентину Николаевичу Брязгину (1934 – 1988), но он, к сожалению, не дожил до этой даты.

Вся его журналистская деятельность связана с редакцией газеты «Ленинградская правда», куда Валентин пришел в конце шестидесятых и где проработал почти двадцать лет. Его путь в фотожурналистику был типичен для тех лет. Рабочий Кировского завода, он открыл для себя фотографию и она захватила его сразу и навсегда. Увлечение светописью привело его в фотоклуб – стартовую площадку большинства питерских фотомастеров. Поначалу это был фотоклуб ДК имени Горького, а потом, Выборгский фотоклуб, пожалуй, самый знаменитый фотоклуб страны в шестидесятые годы.

Это было не просто место общения, но отличная школа, где не было учителей и учеников в общепринятом смысле, а было постоянное общение с фотографами более опытными и новичками, были встречи и творческие отчеты, а главное многочисленные фотовыставки и не только клубные, но и всесоюзные, в том числе и самые крупные вернисажи тех лет вроде знаменитой всесоюзной выставки «Наша современность», участие в которых означало безусловное подтверждение высокого уровня мастерства.

В эти годы фамилия Брязгин неразрывно связана с другой не менее популярной в фотографическом мире шестидесятых фамилией Стукалов. Творческий тандем Валентина Брязгина и Бориса Стукалова был естественен и закономерен – оба с Кировского завода, оба практически одногодки и страстные фотолюбители. Они постепенно становились профессионалами, но это был не просто процесс смены места работы, но осознанный выбор нового пути восприятия окружающего мира и постоянное неизбывное желание попытки рассказывать средствами светописи о своем видении этого мира.

Именно им принадлежит идея и воплощение в жизнь целой серии фотоальбомов – своеобразного фотографического «самиздата». Толчком к этому стали детские книжки – раскладушки имеющиеся в изобилии в популярном тогда магазине «Мир» на углу Невского и улицы Герцена, продававшем печатную продукцию из соцстран. Именно в них и стали вклеивать они свои фотографии, привезенные из поездок. Так родилась целая серия альбомов – фоторассказов.

«Русь уходящая» - одна из первых книжек этого цикла. Но уже в ней становится отчетливо видно стремление не просто в образной форме передать впечатление от увиденного, но рассказать свою историю, дать свою оценку. И если в первых работах эстетическое осмысление действительности явно преобладает - молодых авторов буквально захлестывает желание увидеть прекрасное в повседневности разрушающейся русской деревни: в незатейливых пейзажах, туманах, покосившихся изгородях и прочих атрибутах деревенских красот, то постепенно их циклы может быть и неосознано обретают черты социальной значимости.


Так, например, случилось с серией, посвященной писателю Виктору Некрасову. По форме это вроде бы непритязательная прогулка по Киеву с именитым и постепенно становящимся опальным автором. Киев его глазами, его любимые маршруты в этом городе и, одновременно, Некрасов как часть этого города. Пожалуй, это самые лучшие портрета автора сталинградской эпопеи, которые мне довелось видеть.

Именно Брязгин – единственный из профессионалов снял похороны Анны Ахматовой. Эти снимки также легли в основу самодельной книжки. Естественно, что тогда они не могли увидеть свет.

В конце шестидесятых творческое содружество этих талантливых и до конца неоцененных авторов распадается, хотя дружба этих людей продолжится до самой смерти Валентина. Дело в том, что активная работа в прессе, куда уходит Брязгин, и деятельность театрального фотографа – Стукалов в это время становится фотографом БДТ, где продолжает работать и по сей день, отнимают много времени, оставляя все меньше свободных минут для совместных съемок.

Тем не менее, им удается реализовать один важный, я бы сказал, в какой-то мере уникальный для того времени проект – съемка и ВЫПУСК(!!!) собственного настоящего фотоальбома «Ленинградские мелодии» (Л., Лениздат, 19..)

Это лирические зарисовки о городе, выполненные в стилистике шестидесятых, когда рисунок небольшого «телевика» позволял авторам как бы отстраняться от привычных объектов и показывать по новому становящийся особенно красивыми пойманными непривычной оптикой ритмические картинки городских пейзажей.

Этот небольшой альбомчик давно стал библиографической редкостью и сегодня разве что люди моего поколения помнят о его существовании. Тем не менее, тогда во время своего выхода он вдохновил многих фотографов на создание собственных авторских альбомов, большинству из которых, увы, не суждено было увидеть свет.

Дело в том, что в эпоху строгого нормирования выпускаемой печатной продукции в Ленинграде практически не было авторских фотоальбомов и его появление могло бы стать толчком для появления нового для нас типа издания.

Но этого, к сожалению, не произошло. Появившиеся несколько позднее альбомы «Вместе с солнцем» Фабрицкого и Шмелева и «Десять новелл о Ленинграде» Юрия Роста – всего лишь редкие исключения из досадного правила, бытовавшего в издательской политике питерских издательств тех лет. Когда относились к фотографу не как к полноценному автору, но в лучшем случае, как к иллюстратору некой «спущенной сверху» или вымученной в редакционных заседаниях идеи. Как правило, подобные издания приурочивались к какой-то знаменательной дате и были насквозь проникнуты пропагандистским настроем.

Работа в ежедневной газете в ту пору разделялась на две составляющие – собственная «вольная охота» и редакционные задания. Причем эта самая охота по сути ничем практически не отличалась от редакционных заданий, просто ты сам выбирал завод, фабрику, институт или некое культурно-просветительское учреждение, откуда должен был принести снимок или фоторепортаж в номер или в редакционный портфель. Эту каждодневную и рутинную работу Валентин делал быстро и с выдумкой. Хорошо знавший заводскую жизнь – сказывались годы работы на Кировском заводе – он легко и просто находил общий язык и с работягами и с начальниками. Съемка занудных «производственных» портретов у него превращалась в творческий акт, результатом которого часто оказывался хороший психологический портрет или формальная композиция, становящаяся интересным графическим «пятном», организующим газетную полосу.

Поэтому довольно часто со страниц «Ленинградской правды» на читателя смотрели умные лица, независимо от того какую должность, профессию или социальную ступеньку в тогдашней иерархии занимал очередной брязгинский герой. Он умел и любил снимать людей! Лучшие его портретные снимки – это своеобразный диалог, на который вызывал портретируемого фотограф и к которому он подключал зрителя.

Надо сказать, что техническое оснащение фотографов в те годы было мягко говоря более чем скромным – снимали старенькими «зенитами» с примитивным набором оптики. Импортная техника появилась в питерских редакциях (исключение составляли ТАСС и АПН) лишь в середине семидесятых. Я один из первых получил тогда новенький «Rollei SL-35» с набором оптики, посмотреть на который приходили чуть ли не со всего города.



1 | 2Следующая страница >>




01.02.2012 12:05 | Павел Маркин говорит:

Всегда с большим трепетом вспоминаю Валентина Брязгина и его удивительные фотоработы! Спасибо, Володя, за эту Память!


Валентин Брязгин. Black houses


Валентин Брязгин. Gorizontal field


Валентин Брязгин. Gruppa


Валентин Брязгин. Man near old 1888 house


Валентин Брязгин. Man at corner


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР МОМЕНТ 2020 ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info