Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

«СТАРАЯ МОСКВА» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ (1840-1930)

Татьяна САБУРОВА. Ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда «Фотография ХIХ – начала ХХ вв.» Эксперт фотографии Х1Х в. Министерства Культуры РФ

В октябре 1840 г. в Москве на Кузнецком мосту в витрине магазина художественной продукции К.А.Беккерса были выставлены необычные миниатюрные предметы, на зеркальной поверхности которых высвечивались хорошо знакомые москвичам виды старой столицы. (Московские ведомости. Прибавление №7. 1840. Отд. 2. С. 247)
Это были дагерротипы, выполненные по методике Луи Жака Манде Дагерра и Жозефа Ньепса, незадолго до этого, 7 января 1839 г., обнародованной на заседании Парижской Академии наук. Согласно этой методике изображение получали при помощи камеры-обскуры на покрытой светочувствительным слоем серебряной или посеребренной металлической пластине.

В этом же магазине К.А.Беккерса продавался и аппарат для съемки. «Сия машина, изобретенная г-ном Дагерром в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком Мосту препоручено принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением 550 руб. асс [игнациями]». (Московские ведомости. Прибавление №7. 1840. Отд. 2. С. 247)

Поначалу считалось, что дагерротипия предназначена, для видовых съемок. Легенда рассказывает, что Луи Жак Манде Дагерр, делая при помощи камеры-обскуры зарисовки для своих знаменитых диорам и разглядывая картинку на матовом стекле, восклицал: «Неужели никогда не удастся закрепить это столь совершенное изображение!». Мучительное желание упростить процесс зарисовки, закрепить рисунок, созданный самой природой, привело его к открытиям. (Подробнее о «способе Дагерра» и дагерротипии в России см. - Т.Г.Сабурова. У истоков фотоискусства. М. 1999)

Дагерротипы с видами Москвы в государственных собраниях нашей страны нам не известны. Ранние изображения Москвы, сохранившиеся до наших дней, выполнены в технике мокроколлодионного процесса и представляют собой отпечатки на бумаге – соленой и альбуминовой.

Постараемся восстановить наиболее значительные имена фотографов, снимавших Москву на протяжении второй половины Х1Х – начала ХХ столетия.

Из путевых заметок Кнута Гамсуна: «Я видел прекрасные города. Прага и Будапешт, по-моему, очень красивы, но Москва – это сказочный город, когда на всех колокольнях звонят колокола, кажется, будто над этим миллионным городом содрогается воздух. С Кремлевского холма открывается великолепный вид. Я и представить себе не мог, что на земле есть такой город: куда ни глянь, повсюду зеленые, красные и золотые шпили и купола… Это золото и небесная синь затмевают все, что могло нарисовать мое воображение» (Гамсун К. В сказочном царстве. М., 1993. С. 15)

Фотографы-иностранцы, заполнившие в 1840-1850-е гг. огромный рынок труда, каким являлась Россия с ее необъятным пространством и многочисленным населением, стремились запечатлеть сказочные виды Москвы.

В 1861-1862 гг. в Москве побывали баденские подданные ВИЛЬГЕЛЬМ и ГЕНРИХ ШНАЙДЕРЫ (фирма «Т.ШНАЙДЕР и СЫНОВЬЯ»). Прежде чем оказаться в России, они проделали длительный путь из родного Эренштадта в герцогстве Баден через города Германии, Швейцарии, Италии, Австрии. Братья Шнайдеры занимались портретированием и видовой съемкой. Их стереопары (дагерротипы и фотографии), оформленные в специальные футляры и снабженные оптическим устройством, имели у публики огромный успех. В Москве братья Шнайдеры выполняли съемку внутри и вокруг Кремля, зафиксировали Покровский собор на Красной площади. Эти работы опубликованы в монографии: Leif Geiges “T.Schneider und Sohne. Vom Dorfschreiner zum Hofphotographen”. Schillinger Verlag. 1989.

В самом начале 1850-х гг. достопримечательности Москвы стали объектом съемок ДЖОВАННИ БИАНКИ, итальянца по происхождению, австрийского подданного. (Его биография восстановлена Т.А.Петровой в статье «Петербургский фотограф И.Бианки и коллекция его работ в Эрмитаже». Забытые имена и памятники культуры. СПб. 2001. С.103)

Вместе с семьей он приехал в юности в Россию и первое время, приблизительно, до 1852 г., жил в Москве и обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Возможно, первые фотографические опыты до переезда в Петербург были выполнены именно в старой столице. Е.В.Бархатова называет Бианки «первой ласточкой» в становлении и развитии жанра городского пейзажа, правда по отношению к российской столице. (Е.В.Бархатова. Санкт-Петербург в объективе: череда запечатлений. В каталоге «Санкт-Петербург в фотографиях середины Х1Х – начала ХХ века». РОСФОТО. 2008. С.10)

В «Путеводителе по Москве и указателе ее достопримечательностей» 1865 г. отмечено: «Вся поверхность Москвы, холмистая и неровная, представляет зрителю беспрерывную живописную картину, в чем с Москвой могут сравниться только два-три города в мире. Но, желая обозреть ее всю во всей красе, должно смотреть на нее с возвышенных пунктов…». Поклонная гора, Воробьевы горы, колокольня Ивана Великого, балкон Кремлевского дворца, церкви Страстного монастыри и Никиты Мученика – вот те точки, с которых открывались сказочные виды Москвы и которые стали излюбленными точками съемки фотографов. В фотографическом наследии Х1Х в. преобладают панорамные виды Москвы, в то время как в снимках Санкт-Петербурга мы наблюдаем господство горизонтальных линий.

Технические возможности фотографического процесса второй половины Х1Х столетия были ограничены, и результаты съемки определяла «художественность выбора сюжета». (С.А.Морозов. Художник-фотограф Максим Дмитриев. М. 1960. С.23-24). Основной целью видовой фотографии этого периода считалось создание красивой - «художественной» - картинки.

В середине 1860-х гг. съемку Москвы и ее достопримечательностей осуществили фотографы ателье «РУССКАЯ ФОТОГРАФИЯ в МОСКВЕ». Его владельцем являлся купец Н.М.АЛАСИН (1818-?). Альбом из 14 видов был отправлен Н.М.Аласиным в Петербург в подарок великой княгине Марии Федоровне. (Московские ведомости. 19 октября 1866. №219. С.3) Среди фотографий – вид на Московский Кремль от улицы Волхонки (возможно, из окон съемочного павильона ателье «Русская фотография в Москве»), вид на Глав­ную ап­те­ку, где в 1755 г. был от­крыт Мо­с­ков­ский уни­вер­си­тет, и Воскресенские ворота со стороны Красной площади и др.
В 1867 г. альбомы видов преподносились гостям Славянского съезда, проводимого в Москве. Тогда же на Всероссийской этнографической выставке произведения ателье «Русская фотография в Москве» были отмечены золотой медалью. В 1870 г. владелец ателье за работы в жанре видовой фотографии получил одну из главных наград на Всероссийской мануфактурной выставке со следующим отзывом: «необыкновенно удачен выбор пунктов, общая отчетливость во всех планах, редкое соблюдение воздушной перспективы». (Обзор фотографического отдела. Доклады по УП Отделению Экспертного комитета Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Санкт-Петербурге. СПб. 1870. С.4)

Это - самое эффектное видовое произведение ателье «Русская фотография в Москве». Спустя почти четыре десятилетия эту же точку съемки выберет московский фотограф П.П.Павлов. В 1867 г. ладелец «ФОТОГРАФИЧЕСКОГО АТЕЛЬЕ ШЕРЕРА и НАБГОЛЬЦА, бывшего А.БЕРГНЕРА в МОСКВЕ» Мартин Шерер (?-1883) осуществил съемку города с галереи Храма Христа Спасителя.

На 16 стеклянных пластинах (кадрах) была запечатлена круговая панорама Москвы. Сохранился ли позитив-оригинал 1867 г., то есть авторский отпечаток с авторского негатива, нам не известно.

Приемники Шерера – фотографы фирмы «Шерер, Набгольц и Кº», бережно сохранили негативные стекла и в более поздние годы, очевидно, в 1880-е, использовали их при печати фотографий, и, кроме того, еще позже выполнили в технике фототипии альбом, состоящий из 16 листов (16 отдельных кадров панорамы), которые имеются в собрании многих крупных библиотек и музеев.

В 1865-1868 гг. Шерер запечатлел так же достопримечательности Москвы. Среди них - Покровский собор на Красной площади. Этот архитектурный памятник особенно притягивал внимание фотографов-иностранцев. Еще в 1859 г. француз А.Ришбур, получивший заказ на иллюстрирование средствами светописи альбома «Tresors d’art la Russie ancienne et moderne», специально приехавший для этой цели из Парижа, в рекламе сообщал, что благодаря его труду Европа узнает о существовании «странной и удивительной церкви Василия Блаженного, которая кажется грезой». (Е.В.Бархатова. Санкт-Петербург в объективе: череда запечатлений. В каталоге «Санкт-Петербург в фотографиях середины Х1Х – начала ХХ века». РОСФОТО. 2008. С.12)

Возможно, круговая панорама Москвы была, своего рода, прощанием с Москвой – в 1868 г. баденский подданный Мартин Шерер покинул Россию.

Вторая половина 1860-х гг. отмечена отъездом из России фотографов-иностранцев и появлением огромной армии отечественных мастеров. В воспоминаниях М.П.Дмитриев рассказывает о сенсации, которую произвели на москвичей фотографы одного из московских ателье. Объезжая город на специальной повозке, снаряженной лабораторий, они осуществляли съемку на улицах огромной камерой, используя негативы размером 24х30 см. (РГАЛИ. Ф.2057, оп.1, ед.хр.445. л.3-3об.)

Из текста, написанного очень пожилым человеком, не понятно, о каком именно ателье идет речь. В 1874-1877 гг. Дмитриев работал в ателье М.П.Настюкова и очевидно, что воспоминания относятся к этому периоду. Известно, что видовой фотографией в эти годы занимался и сам М.П.Настюков, и не менее известный московский фотограф МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПАНОВ (1836-1894).

До отъезда в Дунайскую действующую армию на Балканах в 1877 г. М.М.Панов выполнил серию «Виды Москвы», из которой нам известно лишь несколько работ, в том числе вид на Москву с Воробьевых гор и вид на Храм Христа Спасителя. Для съемки панорам фотограф выбирает возвышенные точки и снимает на негативные стекла большого формата.

В конце 1870-х – 1880-е гг. по заказу и на средства представителя известного купеческого рода, председателя Биржевого комитета Н.А.Найденова крупнейшая фотографическая фирма «ШЕРЕР, НАБГОЛЬЦ и Кº» произвела масштабную видовую съемку Москвы и московских архитектурных памятников и осуществила издание альбомов фототипий и фотогравюр.

В 1882 г. вышли в свет «Соборы, монастыри и церкви» (четыре тома), в 1883 г. - «Кремль и Китай-город», в 1884 г. - «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений», в 1886 г. - «Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений» (пять томов), в 1888 г. и в 1891 г. - первую и вторую части «Приложений».

Объем осуществленных фотографами съемок позволил выпустить дополнительные, уже по инициативе фирмы, издания: «Москва и ее окрестности» (1880 г.), «Воспоминания о Москве» (конец 1880-х гг.) и другие.

Образцы перечисленных выше произведений представлены во многих собраниях государственных музеев и библиотек.

Фотографическая фирма «Шерер, Набгольц и Кº» в те годы принадлежала Альберту (Генриху) Ивановичу Мею (1849-?) и Морицу Адольфовичу Шиндлеру (годы жизни не установлены).

Фотографы фирмы осуществили колоссальную работу по документальной фиксации московских площадей, улиц, церквей, общественных зданий, архитектурных памятников. Ранние найденовские издания демонстрируют деловое и трезвое документирование отдельных архитектурных памятников. Они сродни произведениям И.Ф.Борщевского – фотографа, историка, реставратора, который ввел в практику систематическую фиксацию русских архитектурных древностей. В поздних изданиях фирмы «Шерер, Набгольц и Кº» обнаруживается стремление зафиксировать сам город с московскими улицами и площадями, хотя до воплощения «образа самобытной Москвы» еще далеко.


1 | 2Следующая страница >>


Ателье «Русская фотография в Москве». Вид с колокольни церкви Никиты Мученика на Швивой горке.

1865-1866 г. Отпечаток на альбуминовой бумаге. С колокольни церкви Никиты Мученика открывается излучина Москвы-реки, и хорошо виден один из районов Замоскворечья, который в древности назывался Нижние Садовники.

М.М.Панов. Вид на храм Христа Спасителя из Кремля (с балкона Большого Кремлевского Дворца).

1872 г. Отпечаток на альбуминовой бумаге. Перед храмом Христа Спасителя - небольшая пятиглавая церковь Похвалы Богоматери в Башмакове и новый Большой Каменный мост, построенный на месте старого в 1859 г.

Фотографическая фирма «Шерер, Набгольц и Кº». Церковь Великомученика Георгия на Красной горке.

Фототипия из альбома «Москва. Соборы, монастыри и церкви», 1882 г., т.11, №14.. Церковь находилась в начале Моховой улицы, была основана в 1619 г., в ХУШ и Х1Х вв. перестраивалась и достраивалась.

Фотографическая фирма «Шерер, Набгольц и Кº». Вид Китайгорода с восточной стороны.

Фототипия из альбома фототипий «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений». Приложение 1-е., 1888 г. На фотографии запечатлена часть китайгородской стены у Ильинских ворот, которые соединяли улицу Ильинку с Солянкой и Маросейкой. Справа от Ильинских ворот по Китайгородскому проезду - часовня Сергея Радонежского, а за ними внутри Китайгорода на улице Ильинке видны главы церкви Николая Чудотворца «Большой крест».


Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!
СОЮЗ НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ
Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2016
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2016
e-mail: design@photounion.ru