НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Кудрявцева Ольга (Москва, Марьино-Рутаун) В СФР с 1991 года
Биография
"Цырты и цыртдзаваны Осетии"

Работ в альбоме: 8. Просмотров: 2630.

В честь наиболее почитаемых членов общества, особенно умерших на чужбине или погибших в схватке с врагом, осетины высекали памятные стелы - цырты и цыртдзаваны, располагая их в местах, доступных для всеобщего обозрения. Эта практика была распространенна в Осетии повсеместно. Все цырты становились фамильными святынями, что функционально сближает их с культовыми столпообразными святилищами. Цырдзаваны же, обычно сложенные из разноразмерных камней на известковом растворе, были четырехугольными в плане, имели двухскатное или пирамидальное (иногда плоское) завершение, зачастую отштукатурены и побелены; порой они декорированы отпечатками рук, изображениями крестов и т.п. В высоту цыртдзаваны бывают с человеческий рост, но чаще - значительно выше и выражали коллективную память, стремление увековечить какое–либо событие в обществе. Историк архитекторы Л.С. Бретаницкий писал, что "далеким прообразом этой группы мемориальных сооружений являются менгиры, одни из наиболее выразительных памятников мегалитического зодчества, не редких в Западной Европе, в Закавказье и на Средиземноморском и Атлантическом побережье. Предназначение менгиров, которые так же, как и цырты и цыртдзаваны, не являются надгробными памятниками, остаётся загадкой. Гипотеза наиболее часто высказываемая, это предположение, что менгиры и другие мегалиты - атрибуты солярно-лунного культа. Как правило, вблизи и под ними археологические находки очень скупы и туманны. Менгиры, цырты и цыртдзаваны действительно совпадают в своём функциональном назначении. Эти стражи истории одинаково почитались, аланы и позднее осетины, задабривали эти культовые сооружения, старались заручиться покровительством. Перед ними совершалось жертвоприношение, им клали у подножья или в специальные полочки-ниши пищу…
Однако при всей внешней схожести, цырты Осетии привлекают своим художественным воплощением этой архитектурной темы, посвященной культу предков. Более древние цырты восхищают своей лаконичностью форм, последующие - красочными орнаментами и неразгаданными символикой и графикой. Разбросанные по ущельям Осетии - Алании, мало изученные, цырты, могли бы быть отдельной темой изысканий и повествований. Символика декора цыртов, как и других памятников материальной и духовной культуры осетин, генетически связана с культами и обрядами самих алан, а позднее – осетин Сложность же разгадки интерпретаций древних изображений, в том числе и на цыртах, во многом обусловлена недостаточностью наших знаний о духовной жизни предков.
На цыртах, установленных в более поздний период, с приходом письменности и грамотности в аулы, наравне с символами, можно прочесть имена героев, в честь которых сооружались памятники. Можно смело сказать, что цырты – прародители современных памятников, которые мы тождественно устанавливаем на улицах, перекрёстках и видных местах современных городов. Цырты - безмолвные свидетели проистекавших в горах Осетии -Алании глубинных этнокультурных и социально-политических процессов.
В основе своей все цырты, украшенные рисунками, петроглифами, рельефами и многообразными символами, пронизанными культовыми мотивами, дают нам понятие о занятиях людей далёкого прошлого и их мировоззрении. Эти красочные архитектурные формы свидетельствуют о роли архитектуры среди других средств закрепления и передачи информации о развитие традиционной культуры предков осетин.
В конце XIX- первой трети XXв., в связи с запретом хоронить в открытые пантеоны - склепы и настоятельными рекомендациями христианства предать усопшего земле происходит трансформация этой традиции. Осетины делают надгробные цырты, подобные тем монументам, которые стояли на перекрестках дорог, и ставят их уже в местах захоронения. Некоторые фамилии, с целью увековечить ушедших в мир иной, кроме кладбищенских стел, ставили дополнительно цырты, с рельефным изображения умершего, раскрашенного разноцветными красками, опять же, на видных местах. В этом самобытном примитивном искусстве в 30 годы прошлого столетия был известен и популярен народный художник Сосланбек Едзиев. Образцы его творчества украшают, практически, все ущелья Осетии и еще ждут своего исследования.


[ КРУПНО ]

45203
45202
45244
45245
45246
45247
190468
190470



Ольга Кудрявцева Diguron
Москва
Член СФР с 1991 года.

Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.