Храм-200
Работ в альбоме: 10. Просмотров: 392.
В течение 8 лет я фотографировал храмы и торговые центры в спальных районах мегаполисов - Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Было отснято более 30 храмов и более 40 торговых центров. Мне интересно наблюдать, как изменяется визуальный код и торговые центры становятся новыми точками притяжения районов, вытесняя храмы на периферию. Я планирую сделать макет книги, которая будет включать не только фотографии, но и архивные материалы - фотографии ландшафта этих районов в прошлом, архитектурные планы и т.д.
Проект выставлялся в Санкт-Петербурге (Фотодепартамент), Москве (биеннале "Мода и стиль в фотографии"), Минске ("Месяц фотографии") и т.д. | | |
| | Всякая культура имеет (или стремится иметь) свой визуальный атрибут – один из способов культурной идентификации, выполняющий онтологическую функцию. В качестве визуального атрибута русской культуры можно назвать храм. В том числе, наличие этого феномена позволяет нам идентифицировать себя в качестве русских.
В отличие от Византии, откуда была заимствована храмовая архитектура, главным требованием к расположению храма в русской традиции явилось соблюдение полной гармонии культового сооружения и окружающего его ландшафта - русские храмы были обязательно вписаны в пейзаж, на берегу реки или на возвышении. Даже самое маленькое поселение стремилось построить свой храм. Кроме символичности, которая была свойственна византийским храмам - отображения Небесной премудрости - храм на Руси начал значить что-то ещё – нечто, трудно выразимое в словах, особые грани души русского человека. Таким образом, храм в русской традиции начинает выполнять наряду со своей прямой культовой функцией и другие – становится способом самоидентификации культуры, тем, что укрепляет русского человека в его бытии.
Русская культура, как и любая другая, претерпевала значительные изменения, трансформировавшие ее ценности, но храм по-прежнему остается одним из её визуальных атрибутов. Однако система его встраивания в окружающий ландшафт постепенно отходит на второй план и вытесняется функциональностью. В условиях отсутствия единого архитектурного стиля при планировании спальных районов и, следовательно, полного визуального хаоса, возникают типовые храмы, построенные часто из тех же стандартных материалов, из которых возведены и окружающие дома и строения. Новые церкви пытаются вписать в окружающий пейзаж, тем самым придать завершенность облика своего топоса. Но если раньше храм выделялся своей архитектурой и возвышался над окружающим ландшафтом, то теперь он утопает и теряется в лесу стандартных многоэтажек. В Москве, например, существует «Программа-200», по которой планируется построить более 200 храмов в спальных районах Москвы. При их планировании не учитывают его особую роль и новый пейзаж поглощает храм – теряя свою идентичность, он больше не воспринимается как что-то возвышенное. Храм вместо того, чтобы быть способом самоидентификации топоса/культуры, становится слепым пятном, незаметным элементом места, исключенным из системы формирования идентичности. |
|
[ КРУПНО ]
|