Постсоветские штудии:
Поколение Y
Работ в альбоме: 13. Просмотров: 674.
2005, Nikon F65, плёнка
Советский мир долгое время определял облик существенной части территорий земного шара: присущие им эстетические и концептуальные коды, образ мысли, стратегии развития науки и техники, способы индивидуального и коллективного понимания себя, социальные и политические практики и связанные с ними проблемы и феномены.
Предполагалось, что всё это должно заменить прежние - "несовершенные" культурные матрицы этих регионов, поэтому колониальная политика Москвы настойчиво искореняла их отголоски, затаившиеся по тёмным углам - на протяжении всего XX века. Тем, кто ставил к этой политике вопрос, приходилось тяжело. Тем, кто страдал от неё, оставалась лишь надежда на то, что когда-нибудь империя растает и случится автохтонный Ренессанс.
Однако, как замечают исследователи, этого не случилось (см., например, "What does it mean to be postsoviet?" M.Tlostanova и др.). Советское сберегло свою инерцию и после своего конца. И она осталась жить собственной жизнью. Особенно там, где давно смолкли под её натиском любые другие голоса - в холодной пустыне мёртвой утопии. Подобно устойчивому архетипическому мотиву фольклора об инерции жизни сознания умершего, который не в силах поверить в свою смерть.Отношения этого отчаявшегося "призрака" с собственной формой, очевидно, крайне противоречивы: растворяясь постепенно, подобно героям сартровской пьесы "За закрытыми дверями", он обречённо колеблется излюбленными способами в привычных пространствах. Медленно теряя определённость принципов собственного устройства, перетекая контурами в смежные формы, словно напонляясь беспамятством о себе самом и как бы случайно проваливаясь в своих очертаниях в уже совсем отдалённые формы и конструкции.
Эта мёртвая инерция, похожая на временную петлю в "Машине желаний" Стругацких - оказалась родиной для целого поколения людей, родившихся на краю империи. Их молоком стало молоко мёртвой земли, призрачно бормочущей что-то забываемое на ходу. В отличие от живого внутреннего времени искоренённых культур, тоска о которых если не внушает надежду, то хотя бы может быть целебна, мёртвое время советской инерции похоже на её мёртвое пространство: оно статично и ограничено пределами точки, оно не длится - как не дышит механическое, в него нельзя вернуться, потому что в нём нет никакого "куда" - как не было и никакого "где".Быть рождённым внутри него - как быть рождённым машиной в пустоте промышленного цеха и всё же пережить этот опыт как близость матери.
Призракам советского и тем, чьими братьями и сёстрами они стали, посвящён этот проект.
| | |
|
[ КРУПНО ]
|