Тверские карелы. Погружение в Россию
Работ в альбоме: 20. Просмотров: 1859.
Карелы появились на тверских землях в ходе переселения, начавшегося после поражения России в русско-шведской войне (1610-1617) и заключения в в 1617-м году Столбовского мирного договора.. Массовый исход был спровоцирован действиями властей Швеции в отношении новых подданных, которых пытались насильно переводить из православной веры в лютеранство. От этих притеснений православные карелы искали защиты на русских землях, пустовавших вследствие голода и разорений периода Смутного времени. К 1670-му году в Россию переселилось около 25—30 тысяч православных карелов.
За 400 лет с момента переселения с Карельского перешейка в Тверскую область они сохранили язык и культуру, но самое обидное и печальное — в том, что нынешнее старшее поколение — последнее, которое еще может свободно говорить по-карельски. То есть через 30 лет карельский язык в Тверской области может полностью исчезнуть.
В 1930-х годах карел в Тверской области было более 140 тысяч, больше чем в самой Карелии. Была объявлена автономия, до 1939-го года в школах преподавался язык, выпускались газеты, книги, учебники.
Карельские деревни славились крепкими хозяйствами, большими семьями, богатыми колхозами. Про карел говорили, что они "упрямые, с чувством собственного достоинства". Очень трепетно относились к православной вере. Самым популярным святым у карел был Никола-угодник. Его икона из Тербенской пустыни, считавшаяся чудотворной, стала подлинной национальной святыней, объединявшей тверских карел. С крестным ходом чудотворную икону носили по карельским селам и деревням Тверской губернии с 9 мая по 30 июня.
В 1939-м году политические отношения СССР с Финляндией испортились, и в поддержке карелов усмотрели угрозу. Называться карелом стало неудобно, стыдно. Этот стыд остался до сих пор. Карелы стесняются того, что они карелы. У нынешнего среднего поколения, детей от смешанных пар — частая ситуация, когда папа-русский запрещал маме говорить с детьми по-карельски. Русские и карельские деревни враждовали, в сознании многих карелы были (и до сих пор иногда остаются) людьми «второго сорта».
Эта история — поиск оставшейся карельской самобытности, того северного потайного знания, которое принесли с собой карелы на Тверскую землю 400 лет назад. | | |
|
[ КРУПНО ]
|