Д Е П О Р Т А Ц И Я . 2000
Работ в альбоме: 1. Просмотров: 1436.
ЧЕМОДАН
Хотя чемодан и не числится в списке брендовых изобретений человечества наряду с велосипедом, но таковым он всё-таки является.
Чемодан конкурирует с велосипедом по всем пунктам.
Эпохой создания. Простотой конструкции. Развивающейся во времени востребованностью. Уровнем темпа распространения. Дизайном в конце концов, и его постоянным совершенствованием.
И вообще, я думаю, чемодан гораздо старше и мудрее велосипеда!
В чемодане есть тайна. Как в «чёрном ящике», как в теле старых часов, как в фотоаппарате.
И вот именно с ЭТИМ чемоданом у меня произошла одна история. Знакомство, расставание на полжизни и… совершенно неожиданная встреча спустя 35 лет…
И фотография, изменившая и меня самого.
| | |
| | Я взялся наводить порядок в отцовском гараже, у которого потекла крыша. Был необходим ремонт. Я стал разбирать в нём стеллажи, заваленные самым изощрённым хламом. ЕГО я вдруг увидел в самом углу, прикрытым нагромождением из различных агрегатов бытового, технического и изыскательского свойства. Его ручка и характерные угловые накладки мгновенно пробудили во мне детские воспоминания.
…встреча с отцом, который полгода был рейсе, в таинственной Антарктиде, где живут пингвины и киты. Мы в порту. На маме элегантная шляпка и голубой газовый платок. Папа на капитанском мостике руководит швартовкой. Наконец нас по трапу впускают на корабль. Мы в его каюте. Счастье встречи. Всё по-настоящему искренне и долгожданно.
А в голове у меня только одна мысль, о подарке, который папа мне обещал привезти. И мне неудобно встревать со своим вопросом в эти первые минуты встречи. Но отец в паузе перехватывает мой вопросительный взгляд и показывает на этот ЧЕМОДАН. Он не стал его сразу открывать и сказал, что дома всё увидишь сам.
С этого момента я не сводил с НЕГО глаз, шел рядом с ним, трогал его. Стоял подле в коротких паузах поездки домой. Мне ОН очень нравился своим цветом, красивой кожаной ручкой и уголками на заклёпках и конечно же ТАЙНОЙ, которую он хранил.
И вот мы дома, в гостиной. Чемодан лежит на красно-белом ковре (каждую зиму мы с мамой чистили его снегом в лесу у нашего дома). Отец нажимает на ЕГО никелированные защёлки, пружинки с характерным звуком отбрасывают блестящие засовы… Открывается крышка. И прямо наверху, среди каких-то аккуратно уложенных тряпок и упаковок я вижу яркую коробку с изображением автомобиля, без крыши, но с лобовым стеклом.
Игрушечный голубой лимузин-кабриолет с фарами, колесами, креслами и открывающимися дверцами. Я даже о таком мечтать не мог, потому что и не знал, что такие игрушки бывают.
Тайна материализуется.
И вот передо мной это «древнее», по меркам одной человеческой жизни, свидетельство. Хранилище детской тайны, сплошь покрытое многолетней влагой пылью и паутиной, загадочное СУЩЕСТВО, до неузнаваемости изменившее свой облик, с собственной, неизвестной мне впоследствии историей жизни, в этом закрытом тёмном и влажном гараже.
С аккуратным трепетом я привожу этот объект в свою студию, делаю несколько фотографий деревянной камерой. Негатив размером пять на семь дюймов не вмещается в кадрирующую рамку моего увеличителя. Делаю контактные отпечатки, но понимаю, что только в сопоставимых по размеру с оригиналом пропорциях конечное изображение может произвести впечатление.
Вдруг мелькает отчаянная мысль порвать негатив пополам и напечатать этот ЧЕМОДАН тремя отпечатками, объединив обе разорванных части в центре.
Не успевая опомниться, зубами надрываю центр негатива и рву его пополам.
На световом столе складываю обе половинки и понимаю, что теперь это совсем другая история…
В этот период я занимался систематизацией фотографий из самых разных источников для проекта «Кёнигсберг-Калининград. 20 век в фотографиях». И самым болезненным, трагическим и неизведанным его разделом были несколько послевоенных лет, когда первые советские жители и переселенцы жили в одном городе с оставшимся в нём гражданским населением Кёнигсберга, вскоре депортированным.
Рваная линия СУДЬБЫ на теле символа любой депортации – чемодана, единственной зыбкой материальной и духовной надежде беженца, связывающим его с собственным прошлым, - это я и увидел тогда на световом столе.
Так появился этот триптих.
|
|
[ КРУПНО ]
| | | | Juri Pawlov | Калининградская область | Член СФР с 1990 года. | |
|
|
|