Авторы проекта Александра и Алексей Бушовы.
Первая часть проекта, посвященная республике Узбекистан - о жизни русских в Узбекистане, о взаимоотношениях разных культур, о том, что объединяет людей и что разъединяет, уже закончена. Он реализовался нами с 2012 по 2014 год.
В 2014 году мы продолжили съёмки по проекту в Западной Украине и Крыму – сделаны часть фотографий, собраны документальные материалы, снята часть видеоматериала. Итогом будет создание мультимедийного проекта, написание документального очерка, издание фотокниги. Возможна организация выставки, но по итогам завершения нескольких этапов проекта, чтобы у зрителей была возможность сравнивать и анализировать разные "жизни" в разных республиках.
В 2015 году планируем продолжить съёмки в Украине и начать в республике Беларусь и Абхазии. Проект финансируется за счёт наших личных средств, которых не всегда хватает... и по этому требуются дополнительные финансовые ресурсы.
Основная тема Украинской части проекта – ревностное сохранение коренными народами традиций, вопреки смене множества политических режимов, перекраиванию территорий и смен гражданства. Что происходит с людьми, когда на протяжении многих лет на них оказывается влияние разных культур - русской, румынской, украинской и венгерской…
Красноильск – село в Черновицкой области в Западной Украине на границе с Румынией.
C 1940 года по 1991 Черновицкая область входила в состав СССР, а раньше была частью Киевской Руси, провинцией Турецкой Империи, Австро-Венгрии и Румынии. После захвата советскими войсками Украины и части Румынии, Черновицкая область была присоединена к Советскому Союзу. Такое длительное влияние разных культур на коренное население оставило глубокий след.
Многое было утрачено, забыто, но сохранилась важная традиция, переходящая из поколения в поколение – древний языческий обряд Маланка, которая объединяет людей и по сей день. Большинство местного населения этнические румыны и мало кто из них хорошо знает украинский язык. Многие говорят на русском и ежегодно отправляются на сезонную работу в Россию, потому что в родном селе, после распада СССР все предприятия развалились и основной способ заработка для мужчин - контрабанда сигарет в Румынию...
Маланка обряд единения человека с силами природы. Он передаётся из поколения в поколение - из года в год на протяжении веков жители села собственноручно изготавливают сложные костюмы – медведей, цыган, королей, жидов…
В ночь с 13 на 14 января, на Старый Новый Год, участники обряда ходят по всем домам деревни, поют песни, танцуют и желают хозяевам домом богатства и счастья.
Многие годы главным в обряде является образ медведя. Село находится в предгорье Карпат и к этому дикому зверю сельчане до сих пор относятся с уважением, как к хозяину леса. Костюмы медведей делаются из сломы и досок и могут весить до 80-90 кг. В разных частях села участники обряда, по традиции делают разных "медведей" - с крыльями, в виде сердца или в виде снопа сена. Руководят обрядом выбранные команданте - молодые парни, отвечающие за подготовку костюмов, питание участников и изготовление самогона.
Во времена Советского Союза всем жителям села было запрещено участвовать в обряде Маланка - даже арестовывали людей за участие в празднике. Все это знали, но всё равно ходили ночью по дворам села и делали обряд. Для спасения от милиции у «медведя» был с собой нож, чтобы в случае погони быстро распороть костюм из соломы, выскочить из него и убежать.
|