|
|
|
|
|
Борис Савельев родился в городе Черновцы в Западной Украине в 1947 году. Начал интересоваться фотографией с 1963 года. В 1966 году переехал в Москву, где учился в Московском авиационном институте. С 1976 по 1979 был членом фотоклуба «Новатор».
Известно, что иногда за один месяц ему удавалось делать до пятисот черно-белых отпечатков. Самостоятельно он осваивал различные способы фотопечати – качеству и выразительности отпечатков он придавал особое значение. Творческие поиски в получении максимальной выразительности на заключительном этапе получения фотоизображения сделали его широко признанным мастером в фотографическом сообществе.
|
|
|
До 1988 года Савельев работает в основном с черно-белой фотографией. С начала 1980-х годов Борис Савельев экспериментировал с цветными изображениями.
В то время ему была доступна только цветная фотопленка «Orwochrome», которая производилась в Восточной Германии. Она не всегда удовлетворяла творческим замыслам мастера.
Низкое качество цвета и дополнительные проблемы с полиграфией не могли отразить всю сложность тонального рисунка. В 1986 году он получил возможность использовать в работе пленку «Kodachrome», что помогло ему в создании цветных фотографий.
По мнению зарубежной прессы Борис Савельев считается самым известным фотохудожником, изображающим картины жизни и быта в коммунистической России 80-х годов.
Он впервые попал в поле зрения арт-мира на западе благодаря публикации «Secret City» в издательстве «Thames&Hudson» в 1988 году.
Савельев приобретает репутацию одного из наиболее серьезных фотохудожников нового поколения, вышедшего из бывшего СССР. В начале перестройки, в 1986 году, директор издательства «Thames&Hudson» Томас Нейрат побывал в Москве в поисках внештатных фотографов. Его внимание привлек Савельев и в 1988 году монография «Secret City» была опубликована. Это была первая книга, изданная на Западе фотографом, живущим в Советском Союзе.
|
|
|
|
|
С 1998 года фотограф переходит на цифровую технологию фотосъемки.
В том же году 15 работ были представлены в галерее «m-Bochum», выполненные в технике «Carbon transfer». Эта технология печати требует большого мастерства и представляет сложный процесс
создания рельефной поверхности. Такие печатные работы можно было произвести в студии «Permaprint» в Лондоне, единственной в Европе. «Permaprint» преобразовалась в «Factum Arte» и переехала в Мадрид.
Сотрудничество продолжилось благодаря новому оборудованию, специально разработанному для печати рельефных поверхностей с помощью «Flatbed» принтеров.
|
|
|
Фотографические работы Савельева с применением новейших технологий обеспечили ему место в крупных коллекциях выставочных залов всего мира, в том числе «Corcoran» в Вашингтоне, Музее современного искусства в Штутгарте, Саар музее в Саарбрюккене в Германии, Музее изобразительных искусств в Санта-Фе, Майкл Хоппен галерее в Лондоне и многих других.
Борис Савельев считает этап создания отпечатка наиболее важным в своем творческом процессе. Для него важна проработка теневых участков, где предметы могут быть полностью поглощены темнотой. Многослойный способ печати позволяет достичь уникальных результатов, при этом художник может вмешаться в ход работы, корректируя вручную мелкие неточности. Помимо работы над цветной печатью он продолжает экспериментировать с альтернативными способами черно-белой печати – каллотипии, гуммиарабик, платиновой печатью.
В 2007 году в галерее Бетти Galeria Guereta в Мадриде состоялась персональная выставка, которая посвящалась 31-летию творческого пути Бориса Савельева. Она состояла из одиннадцати черно-белых отпечатков, напечатанных самим автором на фотобумаге с использованием «Lith» печати и двадцати одного цветного многослойного отпечатка на алюминиевых листах с левкасом и защитным покрытием, изготовленных в студии «Factum Arte».
В 2009 году Майкл Хоппен галерея в Лондоне продемонстрировала 16 черно-белых отпечатков и 29 цветных изображений, созданных в период с 1976 по 2009 годы.
|
|
|
|
|
В 2011 году Майкл Хоппен галерея в Лондоне вновь продемонстрировала 35 цветных изображений, напечатанных на алюминии, созданных в период с 1981 по 2011 годы.
Выставка «Воспоминания» была представлена в галерее «Clair» в Мюнхене. Она состояла из 13 фотографий, напечатанных на алюминиевых листах. В отзыве об этом событии редактор газеты
Kulturvollzugsanstalt Ахим Manthey называет работы русского художника Бориса Савельева сентиментальными, трогательными, но благодаря передовой технологии печати предназначенными для вечности.
Его фотографии сравнимы с русской душой, которая остается живой и теплой даже на алюминии.
|
|
|
Другие издания в разных странах так отзываются о творчестве Савельева: «Мы никогда не представляли себе художника с такими техническими возможностями. Он не просто делает снимки, но создает образы как штурвалом управляя всем оборудованием, которое находится в его распоряжении». «В творчестве Бориса Савельева моменты повседневной жизни интерпретируются через призму абстракций его объектива. Его конструктивистский подход ясен, но он обращает повседневное в сложные и странные многоуровневые изображения. Он экспериментирует со светом, теням и формой как его предшественники Малевич, Кандинский, Родченко».
Борис Савельев остается верен своему стилю на протяжении 35 лет и продолжает снимать, используя современные достижения цифровых технологий, камерами Sigma SD1, Leica M8, Sony a7R и др. с классическими линзами «Leica»
В 2014 году Борис Савельев проведет серию Мастерклассов в Союзе Фотохудожников России.
П Л А Н М А С Т Е Р К Л А С С О В
|
З А П И С А Т Ь С Я Н А М А С Т Е Р К Л А С С Ы
|
|
|
|
|
1. Лекция.
Творческий путь и этапы становления художественной личности. Начало. Клуб Новатор. Горком художников-графиков.
Группа «Кетури» (четверо) Лопатюк, Савельев, Слюсарев, Тарновецкий. Фотографическая жизнь Москвы в 70 – 80 годах.
Визиты первых западных галеристов и коллекционеров. Издание первых альбомов Советской фотографии «Another Russia» коллективный и «Secret City» персональный.
Показ ранних работ черно-белых, оригиналов и компьютерных.
Ответы на вопросы…
2. Лекция.
Выбор цветной фотографии, как основного изобразительного средства, для Бориса Савельева, 90-е годы
Выбор и обработка пленки, как творческого носителя информации.
Выбор камеры, как основного инструмента творчества
Выбор метода печати, как основного творческого процесса.
Показ аналоговых цветных работ, собственной ручной печати. Ответы на вопросы.
|
|
3. Лекция.
Использование цифровой фотографии в творчестве Бориса Савельева 2000-е годы. Ранняя цветная фотография, использование камер с маленькими матрицами APS и полноформатные матрицы.
«Голый сенсор» Foveon и Sigma, как возврат к пленке.
Показ цифровых цветных и черно-белых работ. Ответы на вопросы…
4. Лекция.
Альтернативные способы печати аналоговых и цифровых изображений в современных условиях. Подготовка негатива для печати цифрового изображения на фотобумагу.
Печать платинотипии, каллитипии, цианотипии на художественную бумагу. Печать изображения при помощи пигмента и гуммиарабика, многослойным методом.
Смешанная многослойная печать, в том числе с использованием принтера.
Показ оригинальных отпечатков. Ответы на вопросы.
5. Лекция.
Практическая съемка по выбранному методу и подходу к решению поставленных задач. Разбор полученных результатов и рекомендации к печати, выставкам и тд.
|
|
|
|
Персональный сайт Бориса Савельева
Romance and realism in Russia: 31 years of Boris Savelev
La nostalgia di uno sguardo perduto
Russian photographs with intimacy of a Vermeer
Michael Hoppen Contemporary | Artsy
BBC ViewFinder. Muted tones | Factum Arte
Boris Savelev. Colour Constructions in London
TIME LightBox. Color Constructions From a Rocket Engineer Turned Photographer
Francis Hodgson: The New Pictorialism
Boris Savelev. Photography in colours
Fotografien von Boris Savelev - Russische Seele bleibt auch auf Aluminium warm
Realismo melancolico de Boris Savelev
|
|
Copyright © Букин Максим, Союз Фотохудожников России (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2015
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
|
|