П Л А Н   М А С Т Е Р К Л А С С О В    |    З А П И С А Т Ь С Я   Н А   М А С Т Е Р К Л А С С Ы
 
Борис Савельев родился в городе Черновцы
в Западной Украине в 1947 году. Начал интересоваться фотографией с 1963 года.
В 1966 году переехал в Москву, где учился в Московском авиационном институте. С 1976 по 1979 был членом фотоклуба «Новатор».

Известно, что иногда за один месяц ему удавалось делать до пятисот черно-белых отпечатков. Самостоятельно он осваивал различные способы фотопечати – качеству и выразительности отпечатков он придавал особое значение. Творческие поиски в получении максимальной выразительности на заключительном этапе получения фотоизображения сделали его широко признанным мастером в фотографическом сообществе.
 
 
До 1988 года Савельев работает в основном с черно-белой фотографией. С начала 1980-х годов Борис Савельев экспериментировал с цветными изображениями.

В то время ему была доступна только цветная фотопленка «Orwochrome», которая производилась в Восточной Германии. Она не всегда удовлетворяла творческим замыслам мастера. Низкое качество цвета и дополнительные проблемы с полиграфией не могли отразить всю сложность тонального рисунка. В 1986 году он получил возможность использовать в работе пленку «Kodachrome», что помогло ему в создании цветных фотографий.

По мнению зарубежной прессы Борис Савельев считается самым известным фотохудожником, изображающим картины жизни и быта в коммунистической России
80-х годов.

Он впервые попал в поле зрения арт-мира на западе благодаря публикации «Secret City» в издательстве «Thames&Hudson» в 1988 году. Савельев приобретает репутацию одного из наиболее серьезных фотохудожников нового поколения, вышедшего из бывшего СССР. В начале перестройки, в 1986 году, директор издательства «Thames&Hudson» Томас Нейрат побывал в Москве в поисках внештатных фотографов. Его внимание привлек Савельев и в 1988 году монография «Secret City» была опубликована. Это была первая книга, изданная на Западе фотографом, живущим
в Советском Союзе.
 
 


С 1998 года фотограф переходит
на цифровую технологию фотосъемки.

В том же году 15 работ были представлены
в галерее «m-Bochum», выполненные
в технике «Carbon transfer». Эта технология печати требует большого мастерства
и представляет сложный процесс создания рельефной поверхности. Такие печатные работы можно было произвести в студии «Permaprint» в Лондоне, единственной
в Европе. «Permaprint» преобразовалась
в «Factum Arte» и переехала в Мадрид. Сотрудничество продолжилось благодаря новому оборудованию, специально разработанному для печати рельефных поверхностей с помощью «Flatbed» принтеров.
 
 
Фотографические работы Савельева с применением новейших технологий обеспечили ему место в крупных коллекциях выставочных залов всего мира, в том числе «Corcoran» в Вашингтоне, Музее современного искусства в Штутгарте, Саар музее в Саарбрюккене в Германии, Музее изобразительных искусств в Санта-Фе, Майкл Хоппен галерее в Лондоне и многих других.

Борис Савельев считает этап создания отпечатка наиболее важным в своем творческом процессе. Для него важна проработка теневых участков, где предметы могут быть полностью поглощены темнотой. Многослойный способ печати позволяет достичь уникальных результатов, при этом художник может вмешаться в ход работы, корректируя вручную мелкие неточности. Помимо работы над цветной печатью он продолжает экспериментировать с альтернативными способами черно-белой печати – каллотипии, гуммиарабик, платиновой печатью.

В 2007 году в галерее Бетти Galeria Guereta в Мадриде состоялась персональная выставка, которая посвящалась 31-летию творческого пути Бориса Савельева. Она состояла из одиннадцати черно-белых отпечатков, напечатанных самим автором на фотобумаге с использованием «Lith» печати и двадцати одного цветного многослойного отпечатка на алюминиевых листах с левкасом и защитным покрытием, изготовленных в студии «Factum Arte».

В 2009 году Майкл Хоппен галерея в Лондоне продемонстрировала 16 черно-белых отпечатков и 29 цветных изображений, созданных в период с 1976 по 2009 годы.
 
 
В 2011 году Майкл Хоппен галерея в Лондоне вновь продемонстрировала 35 цветных изображений, напечатанных на алюминии, созданных в период с 1981 по 2011 годы.

Выставка «Воспоминания» была представлена в галерее «Clair» в Мюнхене. Она состояла из 13 фотографий, напечатанных на алюминиевых листах. В отзыве об этом событии редактор газеты Kulturvollzugsanstalt Ахим Manthey называет работы русского художника Бориса Савельева сентиментальными, трогательными, но благодаря передовой технологии печати предназначенными для вечности. Его фотографии сравнимы с русской душой, которая остается живой и теплой даже на алюминии.
 


Другие издания в разных странах так отзываются о творчестве Савельева: «Мы никогда не представляли себе художника с такими техническими возможностями. Он не просто делает снимки, но создает образы как штурвалом управляя всем оборудованием, которое находится в его распоряжении». «В творчестве Бориса Савельева моменты повседневной жизни интерпретируются через призму абстракций его объектива. Его конструктивистский подход ясен, но он обращает повседневное в сложные и странные многоуровневые изображения. Он экспериментирует со светом, теням и формой как его предшественники Малевич, Кандинский, Родченко».

Борис Савельев остается верен своему стилю на протяжении 35 лет и продолжает снимать, используя современные достижения цифровых технологий, камерами Sigma SD1, Leica M8, Sony a7R и др. с классическими линзами «Leica»

В 2014 году Борис Савельев проведет серию Мастерклассов в Союзе Фотохудожников России.

П Л А Н   М А С Т Е Р К Л А С С О В    |    З А П И С А Т Ь С Я   Н А   М А С Т Е Р К Л А С С Ы
 
 
1. Лекция.

Творческий путь и этапы становления художественной личности. Начало. Клуб Новатор. Горком художников-графиков. Группа «Кетури» (четверо) Лопатюк, Савельев, Слюсарев, Тарновецкий. Фотографическая жизнь Москвы в 70 – 80 годах. Визиты первых западных галеристов и коллекционеров. Издание первых альбомов Советской фотографии «Another Russia» коллективный и «Secret City» персональный.

Показ ранних работ черно-белых, оригиналов и компьютерных. Ответы на вопросы…

2. Лекция.

Выбор цветной фотографии, как основного изобразительного средства, для Бориса Савельева, 90-е годы Выбор и обработка пленки, как творческого носителя информации. Выбор камеры, как основного инструмента творчества Выбор метода печати, как основного творческого процесса.

Показ аналоговых цветных работ, собственной ручной печати. Ответы на вопросы.
3. Лекция.

Использование цифровой фотографии в творчестве Бориса Савельева 2000-е годы. Ранняя цветная фотография, использование камер с маленькими матрицами APS и полноформатные матрицы. «Голый сенсор» Foveon и Sigma, как возврат к пленке.

Показ цифровых цветных и черно-белых работ. Ответы на вопросы…

4. Лекция.

Альтернативные способы печати аналоговых и цифровых изображений в современных условиях. Подготовка негатива для печати цифрового изображения на фотобумагу. Печать платинотипии, каллитипии, цианотипии на художественную бумагу. Печать изображения при помощи пигмента и гуммиарабика, многослойным методом. Смешанная многослойная печать, в том числе с использованием принтера.

Показ оригинальных отпечатков. Ответы на вопросы.

5. Лекция.

Практическая съемка по выбранному методу и подходу к решению поставленных задач. Разбор полученных результатов и рекомендации к печати, выставкам и тд.








З А П И С А Т Ь С Я   Н А   М А С Т Е Р К Л А С С Ы
Персональный сайт Бориса Савельева


Romance and realism in Russia: 31 years of Boris Savelev

La nostalgia di uno sguardo perduto

Russian photographs with intimacy of a Vermeer

Michael Hoppen Contemporary    |    Artsy

BBC ViewFinder. Muted tones    |    Factum Arte

Boris Savelev. Colour Constructions in London

TIME LightBox. Color Constructions From a Rocket Engineer Turned Photographer

Francis Hodgson: The New Pictorialism

Boris Savelev. Photography in colours

Fotografien von Boris Savelev - Russische Seele bleibt auch auf Aluminium warm

Realismo melancolico de Boris Savelev
 
 

Copyright © Букин Максим, Союз Фотохудожников России (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2015
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.