НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР 2019 ФОТОСОЮЗ 2019 ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

<<< ПредыдущаяКОНКУРС «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ-2016»Следующая >>>


Bodyprint
Никита Карпов

показать крупно



<<< Предыдущая

Лицо и голова человека интересовали художников с самых древних времен, поэтому портрет всегда занимал важное место в искусстве. И если ранние религиозные изображения и статуи еще вряд ли можно считать портретами в полном смысле, то античная скульптура стала первым расцветом жанра. Портретная живопись активно развивается с эпохи Возрождения, и это не случайно, ведь именно в этот период человек и его личность становятся главными объектами для новой генерации мыслителей и художников, начинает меняться и средневековое отношение к телу как к чему-то недостойному. Тело и лицо человека начинают играть все более важную роль в искусстве. И в наш индивидуалистистический век внимание к ним лишь возрастает.

Появление фотографии предоставило совершенно удивительные возможности для создания портретов. С момента создания первого черно-белого фотопортрета до сегодняшних цифровых фотографий прошла целая «художественная эпоха», в которой была совершена не одна техническая революция и сделан не один новаторский прорыв в тех приемах, которыми пользуются фотографы-портретисты. Но и сегодня художники ищут новые средства и подходы для создания портретов. Один из таких способов использован в моей работе.

Я с детства интересовался фотографией, поэтому сделать традиционный художественный фотопортрет не было бы для меня особенно сложной задачей. Однако насколько такая фотография будет хороша и интересна? Неоднократно задумывался над тем, что делает портрет человека живым? Ведь это лишь двухмерное, а значит, упрощенное, более бедное отображение трехмерной реальности. И это при том, что мы говорим только о физической, материальной составляющей. Духовная, эмоциональная составляющая личности человека остается тайной за семью печатями, и вряд ли когда-нибудь мы сможем понять ее до конца…

Изучая фотоматериалы самого разного плана, на которых были запечатлены люди, я всегда обращал внимание и старался понять, что именно позволяет передать екую метафизическую часть человека в дополнение к просто «фиксации физического образа» и какие технические и творческие приемы могли бы предоставить новые возможности в этом направлении. Размышляя на эту тему, я пришел к мысли, что, возможно, не стоит уделять так много внимания духовной составляющей портрета человека, ведь и в повседневной жизни мы имеем дело с телом, плотской оболочкой того или иного человека и именно ее мы видим каждый день, общаясь с теми или иными людьми.

Именно поэтому пришло решение попробовать поработать именно с телесностью человека. Ведь портрет — это в первую очередь голова, лицо, и какой бы интерес ни представляло сознание человека, его душа, линейно запечатлеть их невозможно. Поэтому я заинтересовался биологическими процессами, протекающими в человеческом теле, особое внимание уделив сердцу. Ведь именно сердце традиционно считается самым главным органом в организме, является символом жизни и чувств, о чем существует множество афоризмов и поговорок.Я изучал различные фотографии сердца и обратил особое внимание на рентгеновские снимки.

Именно после работы с этими снимками пришла мысль попробовать сделать отпечаток собственной грудной клетки на светочувствительной поверхности обычной фотопленки, предварительно смочив ее в фиксаже и проявив как обычную пленку. Результат меня поразил… Так как изображение на пленке было двухмерным и не все могло быть отображено, одновременно образовались «пустые» места, которые придали снимку недосказанность, как будто бы тело не желало полностью раскрываться, не желало рассказывать о себе все.

В полученном отпечатке явно было нечто антропоморфное, читались голова, лицо. После ряда экспериментов и манипуляций в фотолаборатории и был сделан мой идеальный портрет. Наверное, в нем нет красоты в классическом понимании этого слова, как нет привычных для фотографа тем.

Но этот портрет создан с помощью физического контакта тела, грудной клетки, той части тела, где находится сердце с фотопленкой. Он отображает материальное в материальном мире, в некотором смысле он более материален и достоверен, чем любой классический портрет! Более того, на мой взгляд, этот портрет — один из наиболее достоверных из всех возможных вариантов запечатления человека на фотографии.

Пожалуй, наиболее подходящий образ для описания техники, использованной в данном портрете, — известная христианская святыня, Туринская плащаница. Безусловно, ни в коем случае не в контексте какого-то сравнения полученного изображения человека с высшими силами, но чисто в техническом контексте. Ведь по легенде именно после контакта физического тела Иисуса Христа с льняным полотном, в которое оно было завернуто, на полотне появилось изображение лица Иисуса.

Отдельно отмечу, что, на мой взгляд, портретом человека может быть не обязательно собственно изображение его лица, но и изображение «внутреннего механизма», который позволяет ему жить и функционировать, или же изображение, полученное с помощью этого «механизма».
Следующая >>>


3


К О М М Е Н Т А Р И И:
12.04.2016 3:28 pm | Анacтaсия Рyдeнко

Здравствуйте, уважаемый автор и уважаемый Феликс.
По моему скромному мнению, текста много, сложно дойти до сути, возможно, стоит в самом начале писать более конкретные вещи, т.е. 3й абзац с конца я бы поставила в начало.
Единственное, что я не очень поняла, это портреты разных людей или одного (Вас)? Если одного по получается, что человека нельзя изобразить однозначно, а у него может быть сколько угодно много разных портретов портретов. Какой же является "настоящим"?

12.04.2016 9:55 am | Феликс Косинский ( F_E_L_I_X )

Интересно, что скажет г-жа Руденко по поводу кол-ва текста?
Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!
СОЮЗ НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ
Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2016
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2016
e-mail: design@photounion.ru