| | | Артем ЖИТЕНЁВ: Страшный человек — уличный фотограф! | Наталья УДАРЦЕВА
Артем Житенёв родился в Москве. Фотография окружала его с детства. Отец не расставался с фотокамерой и журнал «Советское фото» выписывал с самого первого номера (1957) и до его закрытия в 90-х. На книжных полках стояли фотосправочники, альбомы по фотографии и искусству.
Текст: Наталья Ударцева, фото: Артем Житенёв
Подробнее... Просмотров: 5205 | |
| |
| | | Тим Флэк: «Важно видеть, а не просто смотреть» | Наталья УДАРЦЕВА
Тим Флэк (Tim Flach) — фотограф и фотохудожник. Он родился, живет и работает в Лондоне, но его, без преувеличения, знают во всем мире. Тим известен как рекламный фотограф, работающий с самыми крупными международными корпорациями, а также как фотограф-новатор, применивший в съемке животных рекламные приемы. В 1983 году он закончил магистратуру в школе искусств Святого Мартина, где изучал фотографию и прикладную живопись. Его богатый опыт создания рекламных образов пришелся кстати при съемке животных. Лишенные контекста среды обитания животные на снимках Тима производят неизгладимое впечатление, поражают своей эмоциональностью и экспрессией. Завороженные зрители невольно наделяют животных, мастерски снятых Тимом, человеческими характерами и ценностями.
Текст: Наталья Ударцева. Фото: Тим Флэк ( Tim Flach - www.timflach.com )
Подробнее... Просмотров: 2923 | |
| |
| | | Фотороман с Владимиром Вяткиным | Наталья УДАРЦЕВА
Мой фотороман с Володей Вяткиным начался давно. Еще в ту пору, когда я заведовала фотослужбой в журнале «Огонек». Но до сих пор я не могу сказать, что перелопатила и отсмотрела всего Вяткина. Он по-прежнему остается для меня фигурой загадочной и интригующей. Определения, которые рождаются в моей голове при просмотре его новых работ, всегда начинаются с «не». Непостижимый, непредсказуемый, невозможный, необъятный, неисчерпаемый, неугомонный, неуловимый …
Статья была опубликована в журнале Фото&Техника N1 (32) 2009 года.
Подробнее... Просмотров: 4113 | |
| |
| | | Андрей Гордаcевич: «Мелочи в искусстве – это ключи от потайных дверей» | Александра ВЕСНИНА
«– Неопределенность – это норма. Если бы ее не было, незачем было бы и снимать. Ты ведешь рассказ, но материал также ведет тебя самого. К счастью, даже если ты знаешь, о чем хочешь рассказать, ты не можешь знать, с кем и с чем встретишься, что и от кого услышишь...
- Нет никаких девизов, и творчество – это бой без правил.»
Подробнее... Просмотров: 6054 | |
| |
| |
| | | Светлана Пожарская: «Баланс между традициями и новаторством – единственно правильный путь развития» | Александра ВЕСНИНА
«От себя убежать невозможно. И в творчество не убегают — его выбирают сознательно или интуитивно. Это Стихия, которая становится твоей сущностью и жизненной необходимостью. Для меня творчество и есть новый виток жизни. Проблема здесь в том, что у кого-то есть возможность совмещать работу и творчество, у кого-то нет.
Сложно предсказать судьбу того или иного автора, посвятившего себя творчеству, всё очень индивидуально. Но главное на этом пути — прислушиваться к своему внутреннему голосу и доверять интуиции.»
Подробнее... Просмотров: 4784 | |
| |
| | | Николай Муханов: «все, что делается с удовольствием, является искренним и честным» | Александра ВЕСНИНА
«Каждый из нас хочет быть востребованным и известным. Мне кажется, в творческой среде страсти кипят сильнее, чем в других сферах. Имеет место зависть, склоки. Кроме творческой среды на нас влияет огромное количество других жизненных факторов. Фотограф вынужден зарабатывать на жизнь, но чем больше погружается в коммерцию, тем меньше снимает важного, и так далее. Так что свободным художник, как и любой человек, быть не может. Свобода художника - это миф.»
Подробнее... Просмотров: 4456 | |
| |
| | | Сергей Скуратов: «Кураж сокращает расстояние между человеком и фотоаппаратом» | Александра ВЕСНИНА
Понять, что такое «безопасное самоопределение» можно только на собственном опыте. В любом случае кичиться опасно. Я не знаю ни одного Мастера, который, занимаясь любимым делом в любой из сфер, будь то художник, ювелир или резчик по дереву, как-то определял бы себя. Как правило, это очень работоспособные и скромные люди. Главное - жить по совести, тогда определения не будут нужны. Если просыпаешься и ложишься в постель с улыбкой, понимая, что никому за день не навредил, не сделал гадости, это и будет самым важным достижением за день. Повторюсь, что живущему по совести, получающему удовольствие от работы в определениях нет нужды.
Подробнее... Просмотров: 3918 | |
| |
| | | Мария Сахно: «Я снимаю жизнь на расстоянии вытянутой руки» | Александра ВЕСНИНА
Cовременная фотография повсюду, если классическая фотография в альбоме была не только предметом информации, но и предметом культуры, то цифровая появляется чаще всего на мониторе компьютера, на экране телефона, она как бы утрачивает свою материальность, становится чистым объектом визуальной информации. При этом она остается «консервом времени», как говорил А. Тарковский, и, хотя он употреблял это выражение по отношению к киноискусству, я уверена, что это в полной мере относится и к фотографии. Вся современная фотография спустя 20, 30 лет станет отпечатком времени, от этого никуда не уйти.
Подробнее... Просмотров: 5871 | |
| |
| | | Федор Телков: «Самое главное - осознание того, что не можешь жить без своего дела» | Александра ВЕСНИНА
Федор, расскажите о том моменте, когда вы впервыe поняли, что хотите заниматься фотографией, что направило и подтолкнуло вас на этом пути.
— В какой-то момент мне пришлось делать выбор между живописью, графическим дизайном и фотографией. Для себя я определил, что графический дизайн - это работа, а фотография - нечто большее, то без чего не смогу жить. Затем пришлось искать профессию, позволяющую заниматься фотографией достаточное время. Не могу сказать, что меня к этому подтолкнуло, это не был осознанный выбор, в какой-то момент пришло понимание, что другого варианта просто нет.
Подробнее... Просмотров: 8816 | |
| |
| | | Людмила Таболина: «Всякая фотография-это состояние души» | Александра ВЕСНИНА
Людмила Таболина родилась в 1941 году в Вышнем Волочке. С 1961 года живет в Ленинграде — Петербурге. Окончила Ленинградский технологический институт, кандидат технических наук. Была членом фотоклуба при ДК им. Горького и фотоклуба «Зеркало». Член Союза фотохудожников России.
Работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея истории фотографии (Санкт-Петербург), Ярославского художественного музея, Музея В. В. Набокова (Санкт-Петербург), Московского Дома фотографии, Музея современного духовного искусства при Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Коломна), Фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург), галереи «Борей» (Санкт-Петербург), музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург) и других.
Подробнее... Просмотров: 6541 | |
| |
| | | Я ЛЮБЛЮ, ОН ЛЮБИТ, ОНИ ЛЮБЯТ... | Александра Устинова
Поговорим-почитаем о развитии любительской фотографии в России. Только не удивляйтесь некоторой вычурности оборотов и «нестандартной» орфографии — все материалы почерпнуты из российских фотографических журналов... начала ХХ века. Яти я убрала (для удобства чтения), а вот оригинальную орфографию оставила. На мой взгляд, она придает всему нижеизложенному особую прелесть.
Читайте и наслаждайтесь.
Подробнее... Просмотров: 473 | |
| |
| | | КРАТКАЯ ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЕЙ В ОТКРЫТКАХ | Александра Устинова
Помните те милые времена, когда под Новый Год из почтового ящика (реальной железной коробки) вам в руки вываливался ворох разноцветных картонных прямоугольничков - поздравительных открыток? От дедушки, от бабушки, от тети из Саратова, от коллег по работе, наконец. В моем семейном архиве их — с пожеланиями грядущего счастья — множество. Среди них есть, например, вид Кремля с отпечатанным на машинке поздравительным текстом и трогательной подписью: «коллективу отд.62 от коллектива отд.61» (правда, она не по почте пришла: видимо, товарищи обменивались поздравлениями лично).
Подробнее... Просмотров: 3990 | |
| |
| | | «ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ФОТОГРАФОВ» | Татьяна САБУРОВА
Накануне 1-й мировой войны в Москве в среде фотографов возникла идея создания профессионального союза. В конце декабря 1914 г. определением Московского особого городского присутствия было разрешено открытие «Первого Всероссийского общества фотографов профессионалов в Москве» и принят устав. Его подписали владельцы московских ателье М.И.Грибов, Г.Г.Трунов, Н.И.Свищов, Е.П.Павлов, А.С.Высоков, Г.А.Чижов, Г.В.Соколов, А.Е.Новиков, М.П.Павлов (ателье «П.П.Павлов»), Н.В.Бажанов (ателье «И.Данилов»), А.Ф.Пекин (ателье «И.Афанасьев»), И.И.Бородулин («Ателье») и другие учредители. Официально считалось, что деятельность нового Общества началась с 1915 года.
Подробнее... Просмотров: 4461 | |
| |
| | | АЛЕКСАНДР ЖИТОМИРСКИЙ. МАСТЕР ФОТОМОНТАЖА
| Владимир Житомирский
Спустя двадцать лет после окончания войны Александр Житомирский, будучи в Берлине с очередной своей выставкой, встретится с одни из тех, против – и одновременно ради – кого он трудился всю войну. Это был шофер по имени Флориан, неплохо изъяснявшийся на русском. Выяснилось, что язык немец освоил в плену, куда добровольно сдался в начале 1942-го. При этом он предъявил листовку-пропуск, которую тут же описал: «железный канцлер» Бисмарк из огромного портрета в раме вполне реальной рукой презрительно указывает на пигмея-фюрера, сопровождая свой жест словами «Этот ефрейтор ведет Германию к катастрофе!». Рассказывая об этом, отец говорил, что еще раз ощутил: они недаром тогда работали на износ, делая боевой журнал и внося тем самым свой вклад в борьбу с врагом.
Подробнее... Просмотров: 4785 | |
| |
| | | ПЕТЕРБУРГСКАЯ РУКОТВОРНО-СЕРЕБРЯНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ | Анатолий Павлович АЛЕКСАНДРОВ
31 января 2012 года в фотогалерее «Рахманинов дворик» завершился один из крупнейших и интереснейших проектов последнего десятилетия «Петербургская рукотворно-серебряная монохромная художественная фотография на рубеже 20-21 веков», продолжавшийся более 6 лет. На протяжении этого времени в рамках проекта было организовано и проведено более 80 персональных выставок, издано бесчисленное количество авторских буклетов, проведены мастер - классы, творческие встречи и семинары. Проводился сравнительный анализ эффективности выразительных средств аналоговой и цифровой монохромной фотографии, демонстрировались подлинные шедевры мастеров фотографии мирового уровня.
Анатолий Павлович АЛЕКСАНДРОВ, Секретарь Союза фотохудожников России, Председатель Союза фотохудожников Санкт-Петербурга, автор и куратор столь широкомасштабного и поистине уникального проекта, рассказал журналу «Foto сфера» о том, с чего все начиналось, и о дальнейших планах творческого «Союза фотохудожников Санкт-Петербурга – регионального отделения Союза фотохудожников России».
Подробнее... Просмотров: 10060 | |
| |
| | | ОСТАТКИ ПРЕЖНЕЙ РОСКОШИ Или кое-что из истории оформления портретных фотографий.
| Владимир НИКИТИН
Рассматривая семейные альбомы конца ХIХ – начала ХХ века всегда поражаешься не только культуре портретирования, которой обладали наши предшественники, но и высочайшему мастерству оформления фотографии, достигшим в ту пору высот истинного искусства. Это, прежде всего, мастерское владение ремеслом окантовщика: умение подобрать соответствующее снимку паспарту, исключительно точная наклейка отпечатка, владение секретами самых разнообразных клеев, которые и спустя столетие ни коим образом не сказываются на состоянии фотографического изображения, оставляя его таким же, как оно было столетие тому назад.
Это говорит не только о великолепном знании материалов, с которыми работали мастера, но и о филигранной технике и соблюдении всех секретов технологии нашими предшественниками.
Подробнее... Просмотров: 16291 | |
| |
| | | ФОТОАЛЬБОМ «НЕИЗВЕСТНАЯ БЛОКАДА. ЛЕНИНГРАД 1941-1944» | Владимир НИКИТИН
Автор – составитель Владимир Никитин:
Беседуя с военными фотокорреспондентами, мне неоднократно приходилось слышать от них горькое: «Не сняли мы войну!» И это говорили те, чьи снимки вошли в золотой фонд отечественной журналистики, чьи фотографии заставляли плакать людей, смотревших на них. Говорилось это, правда, уже после войны, когда изменился сам подход к фотографии, и они – ветераны фотожурналистики - уже с позиций дня сегодняшнего пытались оценить сделанное ими в военные годы. Конечно, они слишком высоко поднимали планку требований к себе и своим коллегам, однако, в чем-то они были правы – просто очень многое осталось за кадром в силу причин, о которых заговорили только сейчас, спустя многие десятилетия после окончания войны. Многих из них я знал лично, с другими не довелось познакомиться, но я всегда чувствовал обязанность перед ними познакомить людей с их фотографиями, которые оказались невостребованными и долгие годы лежали в архивных хранилищах. Особенно мне это хотелось сделать в канун 300 летия города, ибо память о павших горожанах не должна быть стерта в эти торжественные дни. Ибо без памяти о прошлом, не может быть нормального будущего. К счастью, первое издание удалось выпустить к этой дате. Альбом быстро разошелся, и в 2009 году удалось выпустить второе дополненное издание.
Подробнее... Просмотров: 15330 | |
| |
| | | АТЖЕ: ФОТОГРАФ И ЛЕГЕНДА О НЕМ | Владимир НИКИТИН
В истории искусств есть масса примеров когда творчество художника, мало востребованное при его жизни, после смерти автора становится безумно популярным, а его картины фантастически дорогими. Достаточно назвать хотя бы имя Ван Гога, продавшего считанные работы, а после смерти возведенного в ранг ГЕНИЯ, чьими работами, вошедшими в коллекции крупнейших музеев мира, последние невероятно гордятся, а цены за его полотна на аукционах давно перевалили за миллионы долларов. Некие аналогии можно провести и с творчеством французского фотомастера Эжена АТЖЕ (Еugene ATGET) с той только разницей, что при жизни он много, но дешево продавал свои фотографии, никогда не задумываясь об их истинных достоинствах, ибо использовались они очень утилитарно. Что же касается его посмертной славы, то для достижения ее изрядно пришлось потрудиться двум его почитателям. Их многолетние усилия не пропали даром – сегодня имя фотографа упоминается во всех книгах по истории мировой фотографии, как автора необычного, а порой и загадочного взгляда на обыденный, окружающий его мир.
Подробнее... Просмотров: 11111 | |
| |
| | | EDWARD STEICHEN: «THE FAMILY OF MAN» | Владимир НИКИТИН
Более полувека тому назад в январе 1955 года в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась премьера фотовыставки, которой суждена была долгая жизнь и восторженный прием миллионов людей в десятках разных стран. Несколько десятилетий она путешествовала по миру рассказывая жителям планеты Земля о том как живут люди, как рождаются и умирают, как трудятся и учатся, как празднуют и скорбят, любят и сражаются.
Подробнее... Просмотров: 16257 | |
| |
| | | ВАЛЕНТИН БРЯЗГИН. ФОТОГРАФ БОЛЬШОГО ГОРОДА… И МАЛЕНЬКОЙ ДЕРЕВНИ
| Владимир НИКИТИН
В профессии фотожурналиста есть масса положительных моментов, но есть и негативные. Плоды его деятельности остаются в снимках, часть из которых публикуется при жизни фотографа и становятся достоянием общественности.
Если повезет, то лучшие из них войдут в исторический обиход и, возможно, надолго оставят его имя в памяти людей. Но чаще всего снимки продолжают свою собственную жизнь уже в отрыве от фамилии автора, и люди, глядя на запечатленные кем-то фрагменты действительности редко задумываются о судьбе тех, кто сделал эти снимки. И тогда об их авторах остается простая человеческая память.
Подробнее... Просмотров: 9866 | |
| |
| | | АЛЬФРЕД ЭБЕРЛИНГ - ФОТОГРАФ НЕИЗВЕСТНОГО ПЕТЕРБУРГА | Владимир НИКИТИН
Альфред Эберлинг (1870-1952) - сегодня это имя известно лишь ограниченному кругу художников и критиков, но в начале ХХ века он был хорошо известен в Петербурге, да и после революции его знали и ценили многие. Эберлинг прожил долгую и интересную жизнь - ему пришлось познать славу и материальное благополучие, безденежье и неприятие его творчества. Он подолгу жил за границей - до революции объездил пол Европы, но большая часть его жизни прошла в Петрограде – Ленинграде, который он вынужден был покинуть только на время блокады. Он оставил после себя учеников, сохранивших не только память о нем, но и его мастерскую, и часть его архивов.
Подробнее... Просмотров: 18366 | |
| |
| | | ШКОЛА КАРЕЛИНА | Татьяна САБУРОВА
Имя Андрея Осиповича Карелина (1837-1906) стоит едва ли не первым в ряду выдающихся мастеров отечественной светописи Х1Х столетия. Творчество фотографа было безоговорочно признано современниками - в России, Европе, Америке. Карелин «первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией». (Прокудин-Горский С.М. А.О.Карелин // Фотограф-любитель. 1906. №9. С.285-286).
Подробнее... Просмотров: 23740 | |
| |
| | | «СТАРАЯ МОСКВА» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ (1840-1930) | Татьяна САБУРОВА
В октябре 1840 г. в Москве на Кузнецком мосту в витрине магазина художественной продукции К.А.Беккерса были выставлены необычные миниатюрные предметы, на зеркальной поверхности которых высвечивались хорошо знакомые москвичам виды старой столицы. (Московские ведомости. Прибавление №7. 1840. Отд. 2. С. 247)
Подробнее... Просмотров: 27142 | |
|
|
Издательство «Арт-Родник» и агентство «ФотоСоюз»
продолжают работу над серией книг «Фотографическое наследие», посвященной классикам отечественной фотографии. Формат книг 23х19 см, 96 страниц, втупительная статья, более 100 изображений.
Приобрести книги можно в розничной торговле или прямо в издательстве www.artrodnik.ru
| ТАТЬЯНА САБУРОВА: РУССКОЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В МОСКВЕ 1894–1930 |
|
Издание рассказывает об истории Русского фотографического общества в Москве, знакомит с работами выдающихся мастеров русской светописи 1894–1930 гг. различных творческих направлений и жанров. Фотографии представляют Россию – её природу, типы населения, сцены народной жизни. |
|
Специально выделенные группы материалов освещают отдельные темы: конкурсные снимки 1913–1914 гг. – актуальную для нашего времени тему сохранения облика «старой» Москвы в эпоху строительного бума, а работы конкурса «Искусство движения» знакомят с возможностью запечатлеть средствами фотографии выразительность пластических композиций. |
|
|
Посмотреть книгу | Купить книгу |
|
|
| | | ФОТО 1: | Ателье «Русская фотография в Москве». Вид с колокольни церкви Никиты Мученика на Швивой горке. | | |
| | | ФОТО 3: | Ателье «Фотография и живопись А.Карелина». Уличные музыканты. 1870-1875 | | |
|